National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Как выглядят гигантские осиные гнезда: видео и фото из США

02 июля 2019
IMG_0819.jpg
IMG_0204-1.jpg
IMG_1014.jpg
100_1762.jpg
IMG_1143-2.jpg
Фото: Charles Ray/Alabama Auburn University
Сотни тысяч насекомых – не самые желанные соседи!

В 2006 году энтомолог Чарльз Рэй из университета Алабамы насчитал на территории штата 90 небывало крупных осиных гнезд, поражающих размерами. В обычных гнездах живут не более 4000−5000 ос, и то – до зимних холодов: большая часть колонии умирает в морозы, а весной матка создаёт новый дом и новую «армию».

IMG_1132.jpg
aces.edu Осиная матка.

Но насекомым пошло на пользу глобальное потепление – зимы стали мягче, так что весной некоторые колонии возрождаются. Число жителей в таких «супергнёздах» значительно выше: минимум 15 000 рабочих пчел и иногда – несколько маток. В одном гнезде из Южной Каролины энтомолог даже насчитал 250 000 ос.

В мае 2019 учёный заметил очередные гигантские гнезда – на месяц раньше, чем в предудущих сезонах. Они также располагались севернее: все это свидетельствует о том, что осы адаптируются к новым условиям.

Иногда такие гнёзда находят возле человеческих домов, но уничтожить их собственноручно обывателю не под силу  – это слишком рискованно. В отличие от пчел, осы не теряют жало при атаке, поэтому могут жалить многократно.

IMG_1120.jpg
aces.edu

Чарльз Рэй советует не приближаться к «супергнездам», а сообщить ему – чтобы описать колоную для науки. Если гнездо необходимо уничтожить, он рекомендует доверить дело профессионалам. Впрочем, не каждая дезинсекционная служба (даже лицензированная) берётся за такую работу.

Между тем пчел на планете становится все меньше.