Природа

Как звезды помогают навозным жукам

16 мая 2016
/upload/iblock/07b/07bc1669fe5c53df6b0d560c9ad9f19e.jpg
Фото: Axel Strauss/Wikipedia
/upload/iblock/b43/b432318038e5b2142752e2914f3b9857.jpg
Фото: Rafael Brix/Wikipedia
/upload/iblock/65d/65d0c30bb9ce27315663561117419bfc.jpg
Фото: Rafael Brix/Wikipedia
Множество представителей фауны умеет находить путь по звездам, но делают они это разными способами. Жукам-навозникам помогает танец.
Навозники-землерои (Geotrupidae), скарабеи (Scarabaeus) и другие виды навозных жуков являются «санитарами» и почвообразователями. Они изготавливают из навоза шарик, затем строго по прямой линии откатывают его от кучи в сторону, закапывают и впоследствии питаются им. Таким образом они вносят свой вклад в утилизацию отходов; кроме того, рыхление и удобрение почвы помогает растительности. Процесс при этом сопровождается своеобразным танцем. Ученые смогли классифицировать танцевальные движения жуков и смысл каждого «па». Для этого они не только наблюдали за ними в естественной среде обитания, но и ставили эксперименты, корректируя их путь, а также закрывая те или иные источники света. Выяснилось, что свой первый танец жук «исполняет» непосредственно перед тем, как начать откатывать шар, все последующие – в случаях столкновения с препятствием или отклонения от намеченного курса. Каждый раз насекомым удавалось возвращаться на нужную им траекторию движения. В ориентировании им помогали звезды: во время танца жук фиксирует в памяти звездное небо и в дальнейшем следует этой карте. По данным специалистов, это единственный из известных видов живых существ, которому для прокладывания пути не требуются никакие дополнительные земные ориентиры. Узнайте, как питоны находят верную дорогу.

Ученые выяснили, как голуби ориентируются в пространстве