Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как звезды помогают навозным жукам

16 мая 2016
/upload/iblock/07b/07bc1669fe5c53df6b0d560c9ad9f19e.jpg
Фото: Axel Strauss/Wikipedia
/upload/iblock/b43/b432318038e5b2142752e2914f3b9857.jpg
Фото: Rafael Brix/Wikipedia
/upload/iblock/65d/65d0c30bb9ce27315663561117419bfc.jpg
Фото: Rafael Brix/Wikipedia
Множество представителей фауны умеет находить путь по звездам, но делают они это разными способами. Жукам-навозникам помогает танец.
Навозники-землерои (Geotrupidae), скарабеи (Scarabaeus) и другие виды навозных жуков являются «санитарами» и почвообразователями. Они изготавливают из навоза шарик, затем строго по прямой линии откатывают его от кучи в сторону, закапывают и впоследствии питаются им. Таким образом они вносят свой вклад в утилизацию отходов; кроме того, рыхление и удобрение почвы помогает растительности. Процесс при этом сопровождается своеобразным танцем. Ученые смогли классифицировать танцевальные движения жуков и смысл каждого «па». Для этого они не только наблюдали за ними в естественной среде обитания, но и ставили эксперименты, корректируя их путь, а также закрывая те или иные источники света. Выяснилось, что свой первый танец жук «исполняет» непосредственно перед тем, как начать откатывать шар, все последующие – в случаях столкновения с препятствием или отклонения от намеченного курса. Каждый раз насекомым удавалось возвращаться на нужную им траекторию движения. В ориентировании им помогали звезды: во время танца жук фиксирует в памяти звездное небо и в дальнейшем следует этой карте. По данным специалистов, это единственный из известных видов живых существ, которому для прокладывания пути не требуются никакие дополнительные земные ориентиры. Узнайте, как питоны находят верную дорогу.