Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Какаду Гоффина способен открыть сложный замок для достижения цели

Софья Демьянец
08 июля 2013
/upload/iblock/ff1/ff1477fb2f1a99f15eba788d2c2f77dd.jpg
Какаду Гоффина отличаются не только своей общительностью и игривым поведением, но и исследовательским нравом. Автор: Eric Bryan.
/upload/iblock/6a5/6a5f2b73090b3890ce2954e221452568.jpg
Ради лакомства какаду Гоффина готовы справиться с самой сложной задачей. Автор: Charles Lam.
Какаду Гоффина может справиться с рядом замков, которые «стоят на пути» к лакомству.
Ученые из Оксфордского университета (Великобритания), Института Макса Планка (Германия) и Венского университета (Австрия) провели эксперимент, который доказал, что какаду Гоффина способен открыть ряд замков разной сложности для достижения цели. Это открытие стало ещё одним шагом в исследовании, позволяющем понять, насколько умен этот вид птиц. Так, исследователи поставили перед десятью какаду Гоффина деревянную коробку, в которой было спрятано лакомство – орехи. Коробка была закрыта пятью различными деталями. Один из какаду по имени Пипин решил эту сложную головоломку в течение двух часов без посторонней помощи. Также справились с этой задачей и остальные птицы, некоторые из которых предварительно понаблюдали за тем, как это делает Пипин. Чтобы добраться до гайки, какаду Гоффина необходимо было сначала удалить штифт, вывернуть винт и болт, а затем повернуть колесико и отодвинуть защелку. По словам одного из исследователей, нельзя сказать, что птицы понимают принцип того, как открывается этот замок, но можно заключить по их поведению, что эти птицы чувствительны к тому, как элементы в замке действуют друг на друга. Результаты научной работы также показали, что в большинстве случаев, если птицы осваивали механизм действия замка, то впредь они могли открывать его без ошибок. Кроме того, ученые усложняли задания, меняя последовательность блокировки и добавляя или убирая какие-то детали. И даже в этом случае птицы справлялись с задачей. Причем, они не просто повторяли действия, которые совершали во время открытия первого замка, а решали задачу заново. Известно, что какаду Гоффина известны не только своей общительностью и игривым поведением, но и исследовательским нравом. Именно это и сделало этих птиц интересным объектом для изучения. В прошлом году одна из птиц этого вида уже удивила ученых умением изготавливать и использовать «инструменты» для добычи пищи из подручных материалов. Однако это, по словам ученых, ещё не позволяет сделать вывод, что этот вид особенно умен. Такое утверждение можно будет сделать только тогда, когда птицы успешно решат более сложные задачи, которые поставят перед ними ученые. На видео вы можете увидеть, как какаду Гоффина открывает замок: Источник: Explorative Learning and Functional Inferences on a Five-Step Means-Means-End Problem in Goffin’s Cockatoos.