National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Каланы в США перестают быть вымирающим видом

18 сентября 2013
/upload/iblock/ef8/ef865bb3277e9fb636f96313727dde16.jpg
Автор фото: Mike Baird.
/upload/iblock/f5b/f5b5bd94ebe7677826ff3caa70b0f208.jpg
Автор фото: Mike Baird.
Каланы, оказавшиеся на грани исчезновения, могут снова стать многочисленными животными – по крайней мере в Калифорнии, где их популяция начала стремительно расти.
Калан (морской бобр, лат. Enhydra lutris) - хищное морское млекопитающее семейства куньих. Каланы обитают на северных берегах Тихого океана в России, Японии, США и Канаде. Это уникальное животное-непримат, использующее орудия. В XVIII—XIX веках каланы из-за своего ценного меха подверглись хищническому истреблению, в результате чего вид оказался на грани исчезновения. Каланы были занесены в Красную книгу СССР и охранные документы ряда других стран; охота на них запрещена во всех регионах мира за исключением Аляски, где охота на каланов является частью народной культуры и исторически сложившегося пищевого рациона. Охранные меры принесли свои плоды. С середины XX века популяция каланов ежегодно возрастала на 15%, достигнув к 1990 году примерно пятой части от первоначального размера. Но особенно рекордные показатели зафиксировали ученые из Калифорнийского университета. Проведя перепись каланов на территории штата Калифорния, биологи отметили увеличение количества этих животных. Так, в 2013 году индекс средней численности составил 2941 особь. Для сравнения: во всей Северной Америке и на тихоокеанском побережье Азии к началу XX века насчитывалось лишь 2000 каланов. В Калифорнии ранее была реализована программа по восстановлению численности каланов. С 1980 года сюда завозятся новые особи. И хотя некоторые из них погибли или пропали – оставшиеся животные смогли принести потомство, и оно успешно прижилось. Для того, чтобы морские бобры перестали считаться вымирающим видом, индекс численности в течение трех лет должен превышать значение 3090. Сейчас количество калифорнийских каланов близко к этому показателю, а значит по крайней мере в этом штате они перестают быть вымирающим видом.