Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Кардиостимулятор спас жизнь тасманскому дьяволу

National Geographic Россия
14 сентября 2016
/upload/iblock/2dd/2ddd5d03f52cedd61459463d0f840191.jpg
Фото: Travis/Flickr.com
/upload/iblock/36e/36eb54d347c74ab2286051549054d3c5.jpg
Фото: S J Bennett/Flickr.com
/upload/iblock/f60/f60d86bba818d96bb212746b8bdc8c47.jpg
Фото: Chen Wu/Flickr.com
Сердце тасманского дьявола по кличке Ник, обитающего в зоопарке Сан-Диего, билось аномально медленно. Единственным способом спасти ему жизнь оказалась имплантация кардиостимулятора.
В зоопарке Сан-Диего, участвующем в программе по разведению редких видов животных, обитает 4 тасманских дьявола (Sarcophilus laniarius): три самца и одна самка. San Diego Zoo - единственный в Северной Америке зоопарк, где можно увидеть этих млекопитающих. Тасманский (или тасманийский) дьявол — самый крупный из современных сумчатых хищников с длиной тела до 80 см, высотой в холке до 30 см и массой около 12 кг. Свое название он получил из-за свирепого нрава, черной окраски, огромной пасти с острыми зубами и зловещих ночных криков. В дикой природе острова Тасмания животные достаточно распространены, однако вид считается находящимся под угрозой исчезновения. Причиной является трансмиссивное злокачественное заболевание, характерное исключительно для этих представителей фауны: лицевая опухоль тасманийского дьявола (devil facial tumor disease, DFTD). Наличие аномальных клеток в организме этих животных впервые было замечено в конце 90-х годов; причина их появления неизвестна, однако к 2007 году уже 80% тасманских дьяволов были носителями заболевания. Ни ранней диагностики, ни лечения DFTD не существует, и, по прогнозам, к 2040 году в природе тасманских дьяволов может не остаться. Между тем эти сумчатые, живущие в зоопарке Сан-Диего, опухоли не имеют, что позволяет говорить об успехе программы по восстановлению численности вымирающих видов. Однако когда у шестилетнего самца по кличке Ник в начале 2016 года был диагностирован аномально низкий сердечный ритм, врачи забили тревогу: жить ему оставалось считанные месяцы. Несколько ветеринаров из ряда американских клиник согласились провести уникальную операцию: имплантацию электрокардиостимулятора. Помимо размеров, запаха и характера "пациента", проблемой стала необходимость найти место для расположения прибора: если у людей его размещают под подкожной жировой клетчаткой грудной клетки, то строение тела тасманского дьявола сделать этого не позволяет. В результате было решено, что оптимальным местом для электрокардиостимулятора станет брюшная полость. Операция была успешно проведена 11 мая 2016 года, и уже спустя три недели Ник вернулся в свой вольер совершенно здоровым. Раз в три-четыре месяца специалисты будут проводить осмотр, через год прибор потребуется заменить, однако с учетом того, что продолжительность жизни тасманских дьяволов достигает 8 лет, врачи подарили Нику еще 1-2 года жизни. Узнайте, зачем потребовалось делать операцию питону.