Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Карибское море слышно из космоса

Популярная Механика
23 июня 2016
/upload/iblock/d0c/d0c00115505f93e35944c37eb96d28e9.jpg
Фото: Pixabay
/upload/iblock/e84/e843dfcc8dac931ba601be4ac5bb72ed.jpg
Американский крокодил на отмели к Карибском Море.
Фото: Михаил Коростелёв
Неумирающие волны Карибского моря играют ноту ля, которая слышна даже в космосе.
Ученые из университета Ливерпуля анализировали колебания уровня моря и давления за период с 1958 по 2013 годы, а также спутниковые изменения гравитации над Карибским бассейном. Они обнаружили феномен, который получил название «Свисток Росби» (Rossby Whistle) — волну, которая медленно распространяется к востоку. По мере ее распространения давление воды на морское дно меняется. По мере приближения к берегу волна гаснет и снова возникает на западной стороне моря: это явление назвали «Кротовая нора Росби». Поскольку Карибское море сообщается с Атлантикой, волна Росби вызывает приток и отток воды в Карибский бассейн и обратно с периодичностью в 120 дней. Масса перемещаемой воды так велика, что влияет на гравитационное поле планеты, и это изменение можно заметить с орбиты. Частота в 120 дней означает, что колебание соответствует ноте ля. На трехсекундном видео внизу можно услышать эту ноту (только на несколько октав выше, чтобы ее можно было услышать человеческим ухом). В левой части показано распространение волны, а в правой — изменение давления на дно моря. Понимание этого феномена может помочь в предсказании наводнений на карибском побережье. Ученые также предполагают, что Свисток Росби играет важную роль в формировании климата всего Атлантического океана.