Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Кавказский заповедник посчитал своих медведей
05 августа 2013
/upload/iblock/6dc/6dcf4ad833b2920163334716a5397192.jpg
В 1979 году решением ЮНЕСКО Кавказскому заповеднику был присвоен статус биосферного, а в 1999 он был включен в список Всемирного наследия.
Вслед за Кроноцким заповедником свою популяцию медведей посчитал и Кавказский государственный природный биосферный заповедник. И хотя здесь этих животных значительно меньше, но и для них создана идеальная среда обитания.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова – это самая крупная (более 280 тысяч гектаров) и старейшая особо охраняемая природная территория на Западном Кавказе. Она расположена в пределах трех субъектов Российской Федерации — Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики. Недавно проведенный здесь учет медведей – первый за два минувших десятилетия. Специалисты пока называют его экспериментальным. Учет велся в период гона, в июне: в это время на одной ограниченной территории можно увидеть большую концентрацию медведей, притом не только взрослых самцов и самок, но и не принимающих участия в размножении медведиц с молодыми медвежатами, а также молодых самцов. Все это дает возможным провести их визуальный учет. Учетом были охвачены 6 горных массивов заповедника; среднее количество наблюдаемых на каждом массиве медведей составило 8 взрослых мужских особей. При том, что наблюдения велись примерно на трети территории – ученые определили общую численность взрослых медведей в заповеднике в 150 особей, а с учетом самок и малышей – до 210. Для сравнения, в Кроноцком государственном природном биосферном заповеднике обитает более 1700 особей бурых медведей, что является крупнейшей охраняемой группировкой этого животного не только в России, но и во всем мире.