Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Кенгуровые крысы владеют фантастическими приемами против змей: видео

29 марта 2019
/upload/iblock/ff2/ff27af8d8dbc9181ddb77675cdd6f1ce.jpg
Фото: Ninja Rat/YouTube
/upload/iblock/1c3/1c3a3fc271d1935ce3c3a6bcbe2caa47.jpg
Фото: Ninja Rat/YouTube
Эти грызуны избегают нападения змей с помощью своей быстрой реакции и комбинации мощных уклончивых прыжков и ударов в воздухе.

«Суперспособности» кенгуровых прыгунов (лат. Dipodomys) ученым известны давно: этот североамериканский грызун способен в прыжке подняться на высоту более двух метров, развивая скорость до 10 км/ч. При этом «в полете» он может не только менять направление движения, но и замирать. Все эти приемы делают животное сложной мишенью для хищников.

Рулон Кларк (Rulon Clark) из Университета штата Калифорния в Сан-Диего вместе с коллегами изучает поведение кенгуровых прыгунов на протяжении нескольких последних лет. Биологам уже удалось выяснить, что грызуну хватает всего 100 миллисекунд для того, чтобы уклониться от стремительной атаки рептилии. В следующей серии экспериментов ученые рассмотрели механизмы взаимодействия детальнее.

В течение их наблюдений 13 гремучников (лат. Crotalus cerastes) пытались поймать прыгунов, и охота была записана на видео. В общей сложности змеи нанесли 32 броска, в половине случаев (15) сумев укусить грызуна. Проанализировав 17 неудачных попыток змей ухватить добычу, наблюдатели установили, что 11 бросков были идеально точными – они моментально поразили бы любую другую жертву. Однако кенгуровые прыгуны прямо в воздухе меняли свою траекторию, при этом скорость реакции не превышала 62 миллисекунд.

/upload/iblock/602/602461ee046f28469c37e17af432460b.jpg
Снимки: Ninja Rat

Для более сложной комбинации приемов – кенгуровая крыса падает на землю, мощными задними ногами отталкивает змею и с помощью хвоста переворачивается и подпрыгивает – животному потребовалось всего 250 миллисекунд.

В трех случаях змея сама теряла интерес к добыче после укуса, но все остальные укушенные прыгуны продолжали сражаться до последнего, и им удавалось успешно отбиться от врага. Правда, в половине случаев яд все же сделал свое дело, и грызуны погибли.

Посмотрите, как змея сражается со сколопендрой.