Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/4eb/4ebbabbd0af89c287df3f82f81949f1c.jpg
Фото: Tamas/Flickr.com
/upload/iblock/952/9525117dee2dd64ea4adecea4188fec5.jpg
Фото: nanao wagatsuma/Flickr.com
У кенгуру обнаружилось качество, ставящее их в один ряд с приматами. Оказывается, эти животные используют свои верхние конечности с различной нагрузкой. Правда, в отличие от людей, большинству кенгуру удобнее пользоваться левой.
В науке существует термин «преобладающая рука» – признак, возникающий из-за неодинакового развития моторных навыков между верхними конечностями. Эволюционная причина его возникновения точно не установлена. Согласно наиболее распространенной теории, это стало следствием разделения труда полушариями головного мозга. За работу речевого и двигательного центров отвечает одно и то же полушарие (у большинства людей левое), что и приводит к преобладанию правшей. Мозг кенгуру и других сумчатых не имеет толстого пучка нейронов, соединяющего полушария мозга и отвечающего за лево- или праворукость, потому в науке ранее даже не ставилась задача исследовать у кенгуру этот параметр. Однако недавно российские биологи вместе с коллегами из Тасмании и Австралии случайно обнаружили разницу в использовании сумчатыми своих лап.
В сферу изучения входили кенгуру Гудфеллоу, рыже-серые валлаби, гигантский и большой рыжий кенгуру. Наблюдая за животными, ученые заметили, что большинство из них использует левую лапу для умывания, срывания листьев, сгибания веток и других основных действий. Преобладание левшей оказалось особенно заметно в популяции гигантских и больших рыжих кенгуру, а два других вида нагружают верхние конечности одинаково активно, но разными задачами. В частности, тасманийские рыже-серые валлаби правой лапой выполняют тяжелую физическую работу, а левую используют для мелких задач. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology. Открытие ставит под сомнение основную теорию эволюционного развития «преобладающей руки» у приматов: по-видимому, дело не только в разделении труда полушариями головного мозга. Также это стимулирует научное сообщество к более глубокому изучению мозга кенгуру: поиск причин «леворукости» может приблизить к пониманию проблем с работой конечностей у человека. Узнайте также, где живут кенгуру, которые лазают по деревьям; прочтите о других удивительных обитателях Австралии.