Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/343/343c74c589513d66648c53966e4c1feb.jpg
/upload/iblock/743/743b5bb45dd67e4d78454a4460e52405.jpg
/upload/iblock/2fa/2fad27af2957721783b0e86f78f5e82d.jpg
Фото: Hillierlake.com
Расположенное на юго-западе Австралии соленое озеро Хиллиер имеет необычный цвет воды. Установить причину этого явления помог YouTube.
Открытие совершил австралийский микробиолог Кен Макграф (Ken McGrath). Он заинтересовался розовым цветом озера Хиллиер (Lake Hillier), посмотрев научно-популярный выпуск на YouTube-канале SciShow.

Хиллиер находится на острове Мидл-Айленд в юго-западной части Австралии, и самостоятельно добраться к нему крайне сложно. Водной навигации в этом районе нет, и практически единственным способом является воздушный транспорт. Он не только достаточно дорог – недавно с целью сохранения уникальной экосистемы приземляться на острове было запрещено.

Поэтому Макграф просто внес путешествие к озеру в список пожеланий, которые, скорее всего, не сбудутся. Но затем он узнал о научно-исследовательском проекте eXtreme Microbiome, связался с его организаторами, и те тоже заинтересовались необычным цветом воды Хиллиера. Получив разрешение от правительства на посещение острова и сбор проб воды, участники проекта, в число которых был включен и Макграф, отправились в экспедицию.

Макграф и его коллеги смогли установить, что своим цветом вода обязана галобактериям (Halobacteriaceae) и родственным микроорганизмам, способным жить в среде с высоким содержанием солей. Кроме того, в озере были найдены бактерии Dechloromonas Aromatica, которые разрушают соединения в химических растворителях. Ученые полагают, что они остались в водоеме с начала 1900-х годов, когда возле озера работало кожевенное производство.

Остров и озеро были открыты во время экспедиции британского мореплавателя Мэтью Флиндерса в 1802 году. Ранее специалисты пытались установить причину розового цвета воды, и также предполагали, что дело в солености и специфических микроорганизмах. Но проведенные в 1950 году тесты этого не подтвердили – возможно, по причине несовершенства технологий.

Галобактерии – одни из древнейших обитателей нашей планеты. Впервые они были выделены в начале прошлого столетия из микрофлоры лиманной грязи, однако их систематическое изучение началось только в конце второго десятилетия XX века. На продуктах, консервируемых с использованием больших количеств поваренной соли, можно заметить красноватый налет, появляющийся вследствие деятельности этого типа микроорганизмов. Еще одним известным водоемом с водой розового цвета из-за галобактерий является Чокракское озеро в Крыму. Кстати: эти микроорганизмы безопасны для человека, так что, скажем, заплыв по озеру не  причинит вреда здоровью.

Смотрите, как цветут Великие озера.