Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

Хищникам нравится модный одеколон

15 октября 2013
/upload/iblock/0d2/0d211ed0b0c621708b44ffd2ef239b4a.jpg
Ученые уже давно используют фотоловушки для наблюдения за животными. Однако убедить диких зверей появляться в нужных местах не так-то просто. Впрочем, выход был найден: выяснилось, что хищников можно приманить мужским одеколоном.
Исследованием связи поведения животных и синтетических запахов с 2010 года занимались специалисты Общества охраны дикой природы при зоопарке Бронкса (США). Испробовав множество различных ароматов, они обнаружили, что хищники семейства кошачьих – гепарды, леопарды, ягуары и другие – активно реагируют на запах мужского одеколона Calvin Klein Obsession. В среднем они проводили возле опрысканных им участков 11 минут – значительно дольше, чем при наличии там других искусственных запахов. В состав этого одеколона входят экстракт ванили, а также циветон - сильно пахнущее мускусом вещество, которое получают из ароматических желез животных семейства виверровых (Viverridae). Вивверовые - небольшие хищные млекопитающие, обитающие в Средиземноморье, Азии, на Мадагаскаре и в других теплых регионах. И если сначала аромат ванили привлекает внимание крупного хищника, то затем, уловив в составе одеколона запах циветона, они решают изгнать более мелких животных с территории и метят ее. Серия подобных экспериментов будет продолжена. После опубликования результатов работы ученых из зоопарка Бронкса выяснилось, что исследователи из Гватемалы используют различные одеколоны для привлечения животных с 2007 года. Благодаря множественным опытам можно найти как более заманчивые для хищников ароматы, так и отпугивающие их. Но уже сейчас, пометив участки возле фотоловушек одеколоном Obsession, зоологи могут успешнее, чем это делалось ранее, подсчитывать популяцию хищников и наблюдать за их поведением в естественной среде обитания.