National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Китоглав: заботливый родитель с увесистым клювом

Текст и фото: Александра Марченко
05 февраля 2020
DSC_7614.jpg
Китоглав (Balaeniceps rex) обитает на болотных угодьях Африки, от Судана до Замбии. На болоте Мабамба (озеро Виктория, Уганда) живет десяток особей.
Аист? Пеликан? Нет – китоглав!

Знаменитый благодаря своей необычной внешности, китоглав, житель тропической Африки, остается одним из малоизученных видов. Птица была впервые описана еще в середине XIX века, но до конца прошлого столетия почти ничего не было известно о ее образе жизни. Сегодня интерес к биологии этих потомков (как и другие пернатые) динозавров растет в связи с угрозами, исходящими от человека, в первую очередь – сокращением ареала.

Орнитологи считали китоглава родственником аистов: действительно, в его облике, не считая широкого клюва, все как у аиста. Да и ведет он себя как аист: например, щелкает клювом во время ухаживаний. Однако молекулярные биологи отнесли этот вид, вместе с цаплями, к отряду пеликанообразных. И если сходство с цаплей найти несложно (не зря же второе название китоглава «королевская цапля»), то с пеликаном отыщещь далеко не сразу.

DSC_7794.jpg

Вне брачного периода китоглав молчалив, необщителен и ленив: неспешно передвигается по болотам, чистится или охотится. Охота для этой птицы, надо сказать, не слишком затратный процесс: китоглав долго стоит без движения, подкарауливая рыбу, чтобы затем ухватить ее быстрым и точным движением клюва. Уклад жизни меняется в сезон размножения. Тут нужно не только добывать больше рыбы, но и постоянно заботиться о птенцах: они неспособны самостоятельно поддерживать температуру тела сразу после вылупления. Родители не знают покоя ни ночью, когда температура воздуха опускается до плюс одного градуса Цельсия и птенцов необходимо обогреть, ни днем, когда воздух может раскалиться до 40 градусов и выше. И для охлаждения птенцов китоглавы нашли отличное решение. «В самые жаркие часы родители часто отлучаются из гнезда, – рассказывает Ральф Мюллерс из Университета прикладных наук ван Халя-Ларенстейна в Леувардене (Нидерланды), – чтобы набрать воды в клюв и устроить птенцам охлаждающий душ».