Фотоконкурс «Дикая природа России»
Природа

Коалы умнее, чем мы думали

05 августа 2016
/upload/iblock/799/799dc89c1286953161f12ab5bf14b961.jpg
Фото: Alex
/upload/iblock/11f/11f2a9ee8a1b420ade79483a342dd382.jpg
Фото: Денис
/upload/iblock/186/1860a3c3520b103fc1eac4dd0d2ef452.jpg
Фото: lin padgham/Wikipedia
/upload/iblock/fc7/fc77d1d03c736e142d61ba5b29655e41.jpg
Фото: Sanjay ach/Wikipedia
/upload/iblock/d90/d901ba4b7d1bff98c0c72e8dfa55e997.jpg
Фото: Наталья Пожилова
Австралийские биологи, изучавшие коал, были сильно удивлены наличием у них сообразительности. Животные, чье соотношение массы головного мозга к массе тела составляет 0,2%, способными к познанию не считались.
Особенности поведения коал изучали специалисты из Университета Гриффита в Брисбене. Как говорится в пресс-релизе, это первое на настоящий момент столь масштабное исследование. В его задачу входила оценка эффективности мер по защите коал, предпринятых правительством штата Квинсленд.

В штатах Квинсленд, Новый Южный Уэльс и на Австралийской столичной территории коалы внесены в Красную книгу и находятся под защитой национального закона об охране природы, сообщает BBC. Но животные продолжают массово гибнуть. По официальным данным за 2010 год, в течение 10 лет численность коал в районе Брисбена сократилась на 68%. Основной причиной ученые назвали изменение среды обитания: коалам в поисках пищи или партнеров для спаривания приходится спускаться с деревьев, но теперь их путь нередко пролегает через оживленные автомагистрали. Таким образом, транспорт стал главной угрозой существования популяции коал.

Для того, чтобы снизить смертность коал на дорогах, в штате стали строить специальные заграждения. Биологи раскритиковали эту практику: лишая коал возможности передвигаться по большой территории, люди обрекли их на голод и ограничили возможности продолжения рода. Специалисты предложили правительству другой выход: если модифицировать проходящие под шоссе водоспуски, коалы могли бы пересекать дорогу в безопасности. Работы велись в 2011-2013 годах: к водостокам были пристроены специальные мостки, позволявшие животным не попадать в воду.

Однако никто не знал, воспользуются ли коалы новым приспособлением: о сообразительности этих животных не было никаких достоверных данных. Напротив, ученые установили, что головной мозг у современных коал деградировал по сравнению с их предками. Когда-то мозг наполнял всю полость черепа коал, а сейчас он занимает до 60%. Оставшиеся 40% полости заполнены спинномозговой жидкостью. Вес головного мозга коалы составляет не более 0,2 % от общей массы животного, и это одно из наименьших соотношений среди всех сумчатых.

Для проверки эффективности нового метода исследователи оснастили коал, живущих по обеим сторонам переходов вдоль дороги, датчиками. Результат превзошел все ожидания: за месяц было зафиксировано 130 случаев перехода дороги по подземному туннелю. Таким образом, коалы оказались способны обрабатывать новую информацию, использовать ее себе на благо и приспосабливаться к новым условиям существования.

Узнайте, как поведение коал зависит от места их проживания.
Лев

Какие привычки достались кошкам от диких предков?

Раскрыт секрет «страшного» голоса коал