Журнал №193, октябрь 2019

Короли Антарктиды

Текст: Том О`Нил Фотографии: Стефано Антерфинер
17 августа 2011
/upload/iblock/9c6/9c631ca7f5ea95814db98f6fd1b710ce.jpg
Владыки пустынного, свободного ото льда острова на севере Антарктики, королевские пингвины собираются в Американской бухте. После месячной линьки они объединяются в пары и заводят потомство.
/upload/iblock/7ee/7ee553e2303ae996c5e7e079116c7695.jpg
В долине под названием Японский сад королевские пингвины с трудом находят место, чтобы вывести потомство.
/upload/iblock/cd2/cd2d116e8617a2ea3b471f9702b417c4.jpg
Через несколько месяцев после появления детенышей родители перестают неусыпно их опекать, и птенцам ради безопасности и тепла приходится держаться вместе. Смертность среди них достигает 75 процентов, многие гибнут зимой от голода.
/upload/iblock/695/69580705e1f340db207dc7460dcc2ed9.jpg
Они сошлись клюв к клюву: королевский пингвин и поморник, собравшийся удрать с убитым птенцом.
/upload/iblock/342/342c3df2be459da471ebed06cb9ac96f.jpg
Королевские пингвины мелькают в залитых солнцем заводях, поросших водорослями. «Пингвины порой напоминают рыб, – говорит фотограф Стефано Антерфинер, – но в воде они больше похожи на парящих птиц».
/upload/iblock/2fb/2fbafd20f646fb754f5273b2d2851ac7.jpg
Неизменно, как появление луны, на острове Посесьон собираются королевские пингвины и устраивают «шоу». Выпячивая грудь, задирая головы, призывно крича, самки и самцы заявляют о себе. Так образуются пары, которые в этом году оставят потомство.
Фото: Стефано Антерфинер
Остров Посесьон - царство королевских пингвинов. Каждое лето десятки тысяч птиц добираются сюда, чтобы вывести потомство.
Гомон королевских пингвинов похож на стократно усиленный гул школьного двора в перемену. Птицы кричат, дерутся, суетятся. Запах стоит крепкий: удушливо пахнет рыбой и аммиаком от птичьего гуано. Но эти ощущения – лишь прелюдия. Когда фотограф Стефано Антерфинер взобрался на вулканическую гряду острова Посесьон, его взору предстала долина, буквально усеянная королевскими пингвинами. Десятки тысяч птиц столпились, словно участники гигантского съезда, в открытом всем ветрам уголке архипелага Крозе (примерно в 2250 километрах к северу от Антарктики). В Южном полушарии наступило лето, сезон кладки яиц. Пингвины, такие проворные и быстрые в воде, неуклюже выбираются на берег, чтобы вылинять, найти партнера и, если все сложится, вывести птенцов. Подтверждая свое имя, королевские пингвины эффектно выделяются среди морских птиц. Это второй по величине вид пингвинов после императорских: рост – 1 метр, вес – около 13 килограммов. И конечно, их отличает броская внешность: ярко-оранжевые пятна на голове, клюве, шее и верхней части груди.
Взрослый королевский пингвин тратит на защиту от незваных гостей в среднем четыре часа в день, нанося врагам ежедневно тысячи уколов клювом.
На острове Посесьон королевские пингвины основали шесть гнездовых колоний. Самую крупную, на 36 гектарах каменистой почвы, французские исследователи назвали Jardin Japonais – Японский сад. Атмосфера здесь, по мнению Антерфинера, напряженная. У каждой птицы своя территория размером чуть больше крышки водопроводного люка. Королевские пингвины не вьют гнезд. Самцы и самки по очереди высиживают единственное яйцо, которое откладывают себе на лапы и прикрывают складкой кожи. Вылупившегося птенца высиживают, пока у него не окрепнет оперенье. На это уходит около трех месяцев, на протяжении которых родители держат оборону против всех, кто вторгается на их территорию. Главные обидчики – буревестники и поморники, хищные птицы, неравнодушные к яйцам и птенцам. Исследователи подсчитали: взрослый королевский пингвин тратит на защиту от незваных гостей четыре часа, нанося врагам ежедневно тысячи уколов клювом. «Пингвины выглядят очень организованными, почти как воинские части, каждая на страже своей территории», – говорит Антерфинер, пробывший на Посесьоне с декабря по апрель. Королевские пингвины основали колонии на семи островах и группах островов в южных районах Индийского и Атлантического океанов. Эти острова расположены близ зоны Антарктической конвергенции – границы океана, где холодные полярные воды встречаются и смешиваются с теплыми субантарктическими, отчего образуется богатая питательная среда. Первоклассные ныряльщики и пловцы, королевские пингвины отправляются за 400 и более километров, чтобы в морских глубинах добыть кальмара или светящегося анчоуса. Популяция королевских пингвинов, насчитывающая около 2,2 миллиона пар, сейчас в хорошем состоянии. Правда, недавнее исследование на Крозе, где высиживает птенцов половина всех птиц данного вида, показало: с потеплением морей возле колоний пищи становится меньше. А значит, в долгосрочной перспективе климатические изменения могут представлять пингвинам серьезную угрозу.