Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

«Коронованный» Юпитер над пустыней Атакама: фото

20 февраля 2020
гало Юпитера
Фото: ESO / P.Horálek
Газовый гигант ярко светится в разноцветном небе.

Это снимок был сделан фотографом Петром Хоралеком в чилийской пустыне Атакама, примерно в 100 километрах к югу от плато Чахнатор, где расположен комплекс радиотелескопов ALMA.

Юпитер на снимке окружен гало. Это оптическое явление обычно возникает, когда свет от объекта преломляется ледяными кристаллами или капельками воды в верхних слоях тропосферы на высоте 5-10 км. Вид гало зависит от формы и расположения кристаллов. Гало с небольшим радиусом, как на снимке, часто называют оптической короной.

Антон Янковой
Солнечное гало, Непал
Фото: Антон Янковой
Алексей Оборотов
Солнечное гало над ущельем Джеты-Огуз, Киргизия
Фото: Алексей Оборотов
mitranor
Лунное гало
Фото: mitranor

Характерные красноватые и зеленоватые оттенки неба у линии горизонта вызваны другим оптическим явлением — собственным свечением атмосферы. Этот феномен открыл в 1868 году шведский ученый Андерс Ангстрём. Ночное свечение обычно связано с процессом под названием хемолюминесценция. В течение дня солнечный свет разрушает молекулы воздуха на заряженные атомы, ионы. Когда они вновь притягивают электрон, формируется молекула, а избыток энергии уходит в виде света.

Красное свечение обычно образуют молекулы OH, расположенные на высоте около 87 километров и возбуждаемые ультрафиолетовым солнечным излучением. Зеленое свечение идет от атомов натрия и кислорода, находящихся чуть выше. Чтобы увеличить шансы на обнаружение небесного свечения, нужно запечатлеть темное и ясное ночное небо в режиме длинной выдержки. Свечение можно обнаружить в 10-20 градусах над горизонтом.

Взгляните на шикарную спиральную галактику, которую снял «Хаббл».

Если бы на месте Луны находились планеты Солнечной системы: видео