National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Косатка способна имитировать человеческую речь

31 января 2018
/upload/iblock/3ee/3eebc7e51c2cfbe122a4a9782fd3ade8.jpg
Одна из косаток, содержащихся во французском Marineland.
Фото: marcovdz / Flickr.com
Некоторые звери умеют повторять услышанные звуки и даже воспроизводить человеческую речь. Недавно эту способность продемонстрировала косатка.
Косатки способны издавать весьма сложные и непривычные человеческому уху звуки: от щелчков до свистов и криков. Если щелчки помогают им ориентироваться в пространстве, то прочие звуки – элементы сложной системы сигналов, на которой эти животные общаются между собой.

Косатки выучивают репертуар звуков своей семейной группы и передают его по наследству посредством обучения (примерно также учатся говорить и люди). Кроме того, эти звери вполне успешно могут подражать голосам дельфинов.

При этом, если мы задействуем в речи гортань (в первую очередь, голосовые связки), то косаткам для этого служит система воздушных мешков, сообщающихся с дыхалом. По мнению биологов, косатки производят звуки, перегоняя воздух между мешками через клапаны связок и мышц.

Как показали недавние опыты, косатка способна воспроизвести речь человека. Участником эксперимента стала 16-летняя самка косатки Вики (Wikie), живущая в океанариуме Marineland во французском Антибе.

Ученые произносили простые слова, а косатка училась повторять их. Лучше всего ей удавался «привет» (hello): Вики справлялась с ним в 55% случаев, а «пока» (bye-bye) оказалось сложнее: более-менее внятно это слово звучало в 21% попыток. Также Вики смогла изобразить вой волка и трубный клич слона.

Вместе с тем ученые подчеркивают, что косатка лишь имитирует звуки; их смысл ей неизвестен (ровно как и нам неизвестен точный смысл их акустических сигналов). Кроме того, эксперимент производился над водой, потому не известно, какие из подводных звуков способно повторить это животное.

Дельфинарии удобны для наблюдений и научных экспериментов, но во многих странах они уже под запретом, а их деятельность объявлена негуманной, поскольку в неволе невозможно создать идеальные условия для крупных животных – в особенности китообразных. Жизнь в ограниченном пространстве, отсутствие сородичей, дрессировки и шумные выступления губительно сказываются на их здоровье и психике, а нередко влечет гибель животных и даже их дрессировщиков. Например, в 2015 году в том же Маринлэнде погибла косатка