Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Косатки убили детеныша: первый задокументированный случай

22 марта 2018
/upload/iblock/284/2844bb427f2c3e7bb6b951ba12da559c.jpg
Фото: Nature Scientific Reports
/upload/iblock/206/20648b18b4c11d7d9f5c0b0cca7713e1.jpg
Рыбоядные косатки из Авачинского залива на Камчатке
Фото: Михаил Коростелев
Косатки находятся на вершине пищевой цепочки, но не лишены врагов. Иногда их противниками могут стать их же сородичи.
Косатки – чрезвычайно социальные существа: они образуют семьи, а те объединяются в целые кланы. Mолодые особи перенимают опыт самки-матриарха. Впрочем, косатки могут проявлять агрессию к представителям своего вида.
Случай, впервые описанный в Nature, произошел 2 декабря 2016 года в проливе Джонстона, что на западе Канады.

В тот день ученые наблюдали за животными из двух неродственных семей: к одной принадлежала 46-летняя, уже не способная к размножению самка T068 и ее взрослый сын, к другой – молодая 28-летняя самка T046B1 с новорожденным детенышем.

Животные перемещались на запад, в сторону океана, со скоростью 11-17 км/ч, причем пара косаток из первой семьи следовала за семейством с детенышем.

Через 3 часа группы животных поравнялись. Ученые, находившиеся в катере неподалеку, заметили, что детеныш не выныривает рядом с матерью, чтобы сделать очередной вдох. Почти сразу после этого мимо их лодки проплыл самец из семьи T068, зажавший в пасти детеныша.

Молодая самка преследовала его, в то время как старая самка T068 держалась между ними. Все же T046B1 удалось сделать выпад в сторону самца, схватившего ее детеныша; ученые заметили брызги воды и крови, поднявшиеся над водой.

Все это сопровождалось криками, которые резонировали в корпусе катера.
/upload/iblock/e3e/e3ed7306f341e01109af8118a5cced35.jpg
Robert Pittman/NOAA

(A) Самец держит детеныша в зубах. На боку самца отчетливо видны свежие следы зубов.

(B) Самка T068 на поверхности, хвост детеныша виден из края пасти.

(C ) Самец на поверхности, кончик хвоста детеныша виднеется над водой.

(D) Самка T068 «лицом к лицу» с детенышем примерно после 215 минут после его гибели.

Уже через 20 минут самец и его мать – старая самка направились дальше на запад, передавая друг другу тело детеныша. На их телах – в частности, голове самки и боках самца – ученые заметили следы зубов, но на тушке мертвого детеныша повреждений заметно не было.

Не было и признаков кормления – в частности, чаек, которых обычно привлекает добыча косаток. Таким образом, говорить о случае каннибализма нельзя, несмотря на то, что обе семьи косаток относятся к плотоядному типу.

Как поясняет Татьяна Ивкович, морской биолог из проекта FEROP, инфантицид, то есть убийство детей, распространен среди млекопитающих (не исключая и людей). В дикой природе это явление может быть связано с половым отбором: самцы убивают чужих детенышей для того, чтобы самка «освободилась» и вновь была готова к спариванию. Такая тактика позволяет самцам передать потомкам именно свои гены, а не гены соперников, что и способствовало закреплению инфантицида в эволюции.

Классическим примером являются львы: захватывая прайд, они убивают детенышей, рожденных от предыдущих самцов. Ранее инфантицид был зарегистрирован у некоторых представителей семейства дельфиновых (например, у афалин), но у косаток это замечено впервые. Их поведение биологи объясняют тем же половым отбором, хотя в тактике есть удивительное исключение: если не считать человека, это первое наблюдение среди животных, когда в нападении участвовал не только самец, но и его мать.

Узнайте, как медведицы защищают своих детенышей от взрослых медведей.