Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Крабы выбирают безопасный секс: видео

31 августа 2016
/upload/iblock/9e7/9e7792cc5f9557b8dcdd79520e5e1ce9.jpg
Фото: Patricia Backwell, ANU
/upload/iblock/9f2/9f24b4a2103e6ce711f77c8bc66d1356.jpg
Фото: Patrick Feller/Flickr.com
/upload/iblock/a29/a2942264b9198093fca550532b4814ae.jpg
Фото: Gary Leavens/Flickr.com
Австралийские ученые, изучая брачные привычки крабов, смогли объяснить «разборчивость» самок, которые перед тем, как заняться продолжением рода, посещают множество самцов.
Исследование провели биологи из Австралийского национального университета; его объектом стал манящий краб. Это собирательное название большого количества крабов рода Uca, имеющих общую черту: у самцов одна из клешней по размеру значительно больше другой. Они используют ее как для защиты от врагов, так и для приманивания партнерш. Ученым было известно, что перед спариванием самки крабов последовательно обходят всю территорию, посещая практически всех самцов. В задачу входило установить, чем объясняется такая разборчивость и какими критериями руководствуются женские особи перед тем, как заняться продолжением рода. Манящий краб широко распространен по всему миру, и знания о его брачном поведении может быть полезно для сохранения популяции. Для эксперимента использовались настоящие крабы обоих полов, а также роботизированные крабы-самцы. Они были выполнены достаточно точно, и животные не заметили подвоха. Как и в естественных условиях, самки посетили места обитания всех доступных самцов. Тогда ученые поставили перед самками другую задачу. Перенеся их на новое место, ученые предложили им найти себе жилище, и оказалось, что самки ведут себя точно так же, как и при поиске партнера. Еще одним участником эксперимента стала птица-робот. С ее помощью удалось закрепить выводы, сделанные в ходе наблюдений. Как только птица появлялась в поле зрения самок, они незамедлительно «делали выбор» в пользу того или иного самца, укрываясь в его норке. Таким образом, единственным критерием, по которому самки манящих крабов выбирают партнера, стала безопасность места его обитания, а вовсе не размер клешни, как считалось ранее.