Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Крокодилы используют инструменты для охоты

19 декабря 2013
/upload/iblock/63e/63edbbc3a327f5d347306e895ed26493.jpg
Ученые и раньше знали о разумности многих рептилий. Известно, что крокодилы и аллигаторы имеют сложные социальные связи, способны охотиться группами и терпеливо высиживать в засаде. Автор фото: Chuck Coker.
Аллигаторы и крокодилы используют инструменты-ловушки для поимки своих жертв. Это открытие совершили ученые из университета Теннеси, и это первый научно установленный факт настолько разумного поведения рептилий.
Поведение представителей отряда крокодилов до настоящего времени изучено недостаточно: наблюдать за ними с близкого расстояния почти невозможно, а в лабораторию их транспортировать очень сложно; к тому же в лабораторных условиях поведение хищника может измениться. Стартом к исследованию ученых из университета Теннеси в Ноксвилле стало случайное наблюдение: в 2007 году эколог Владимир Динец, находясь в Индии, заметил, что болотный крокодил (Crocodylus palustris) часами лежит с веточками на носу, не пытаясь их стряхнуть. Как оказалось, веточки были помещены туда не случайно: именно с их помощью крокодил приманивал птиц, летающих по окрестностям в поисках материала для гнезд. В ходе дальнейших изысканий был обнаружен другой представитель отряда крокодилов, имеющий сходное поведение, - миссисипский аллигатор (Alligator mississippiensis). В отличие от индийского сородича, эта рептилия размещает веточки рядом с собою, но тоже делает это целенаправленно, для приманивания птиц. Исследователи поясняют, что в сезон гнездования в ряде заболоченных и речных районов нередко возникает нехватка «строительных материалов»: многочисленным птицам необходимо свить гнезда в ограниченные сроки, поэтому они не только забывают об осторожности -ипорой они даже дерутся из-за кучки веток, не замечая лежащего рядом хищника. Ученые также обращают внимание на то, что крокодилы не просто используют приманку, но и знают период, когда это будет эффективным. В разумности многих рептилий научный мир не сомневался: известно, что крокодилы и аллигаторы имеют сложные социальные связи, способны охотиться группами и терпеливо высиживать в засаде. Но использование ими инструментов для охоты оказалось настоящей сенсацией. Результат исследования опубликован в журнале Ethology, Ecology and Evolution.