Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Крокодилы в Австралии: прямая и явная угроза

12 февраля 2018
/upload/iblock/9a1/9a1f87453e2371530288526471f2858c.jpg
Фото: Crocodile catching contractor
У крокодилов в Австралии довольно противоречивый статус. С одной стороны, они охраняются законом, но с другой – они убивают людей и домашних животных, поэтому охота на них разрешена.
Гребнистые крокодилы (лат. Crocodylus porosus) водятся на северном побережье Австралии, на островах Папуа — Новой Гвинеи, в Индонезии и некоторых других странах Азии. В 1971 году они оказались на грани вымирания из-за неконтролируемой охоты. После принятия запретительных мер их популяция сильно увеличилась, и это позволило переписать статус вида на благополучный. Но в результате возникла другая проблема. В настоящее время в Австралии обитает около 200 000 особей этих рептилий, что практически сопоставимо с численностью населения Северной территории и соседних областей (250 000 человек). При этом гребнистые крокодилы являются высшими хищниками в своих экосистемах, завершая сразу несколько пищевых цепей. Они способны одолеть животное даже в три раза тяжелее себя, потому в их рацион входят не только мелкие представители фауны, такие как вараны или черепахи, но и крупные – леопарды, орангутаны, верблюды и, в числе прочего, домашний скот. По этой причине рептилии наносят экономике страны огромный ущерб. Только на одной из ферм крокодилы съели около ста коров; потери составили 100 000 австралийских долларов (около 78 000 долларов США). Гребнистые крокодилы, достигающие в среднем 3,5-5,5 метров в длину, нередко нападают и на людей. С 1971 по 2013 годы в Австралии они убили 106 человек, и еще тысячи получили разного рода травмы. Охота на рептилий была снова разрешена, хотя заниматься этим можно только при наличии соответствующей лицензии. Недавно одна из компаний, специализирующихся на отлове крокодилов, сообщила о редком успехе: охотник поймал сразу двух гребнистых крокодилов длиной 4,3 и 4,45 метра. Ферму, готовую приютить животных, компании найти не удалось, поэтому рептилий пришлось умертвить. Их шкуры и черепа будут проданы. Нынешний сезон дождей в Австралии затопил территории, прежде бывшие сухими, и рептилии переместились в места, где раньше не встречались. Специалистам постоянно приходится выезжать на места «бедствия» по сигналу фермеров, теряющих скот. Одновременно были выпущены предостережения, в первую очередь в адрес семей с детьми: людям рекомендуется держаться от воды как можно дальше. Пренебрежение этими советами может привести к трагедии: не так давно аллигатор утащил ребенка на глазах у родителей.