Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Кругосветные путешествия ядовитой змеи тянут на рекорд

24 августа 2016
/upload/iblock/9b8/9b84665938a529e721328e46d8990d76.jpg
Фото: Aloaiza/Wikipedia
/upload/iblock/858/8584c2f5c2286cf80e4ff7fd7f333bea.jpg
Фото: Gabriele Kothe-Heinrich/Wikipedia
Проследив путь морских змей, ученые обнаружили, что эти небольшие пресмыкающиеся массой до 200 граммов преодолевают расстояния наравне с китами.
Специалисты из французского Национального центра научных исследований занимались изучением морских змей двухцветная пеламида (Pelamis platura). Длина тела этих рептилий не превышает 880 мм, масса составляет от 100 до 200 г. Уплощенное с боков тело имеет контрастную окраску различных оттенков. Двухцветные пеламиды всю свою жизнь проводят в воде – в открытом море или прибрежных районах, никогда не выходя на сушу. В основном дыша воздухом, они способны оставаться под водой до трех часов. В Юго-Восточной Азии их отлавливают и используют в пищу, однако вид не находится на грани исчезновения. Эти змеи широко распространены по всему миру: их можно встретить в Индийском и Тихом океанах от мыса Доброй Надежды и Новой Зеландии на юге до Японии на севере; в водах России - в Японском море. Морские змеи изучены недостаточно. Известно, что в ходе эволюции они появились в Юго-Восточной Азии, но затем каким-то образом мигрировали в Америку и Африку. Для того, чтобы отследить их перемещение в Мировом океане, в 1970-х годах ученые оснастили около ста особей датчиками. Однако эксперимент окончился неудачей: выловить впоследствии удалось лишь четырех змей. В ходе нового исследования французские зоологи применили метод компьютерного моделирования. Создав тысячу виртуальных змей, ученые равномерно разместили их в 28 основных местах обитания, а затем «включили» океанские течения. Результаты научной работы опубликованы в журнале Biology Letters. Ученые обнаружили, что двухцветная пеламида способна совершать кругосветные путешествия, просто дрейфуя по волнам и полагаясь на течение. Коррекцию маршрута она осуществляет с помощью своего веслообразного хвоста. Спустя десять лет подобного «путешествия» 12% виртуальных участников эксперимента еще были живы: это высокий показатель, подчеркивают ученые. За это время они преодолели около 32 тысяч километров: это сопоставимо с расстояниями, которые проходят за свою жизнь киты. Кроме того, двухцветная пеламида способна не пить семь месяцев.