Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Крупнейшие в мире пресноводные черепахи: смогут ли выжить
Софья Демьянец
04 июля 2013
/upload/iblock/227/2277167541414c31294907c65ef6c9ba.jpg
Крупнейшая в мире пресноводная черепаха почти исчезла с лица Земли. Фото Turtle Survival Alliance.
/upload/iblock/ca2/ca2c9b227c0ba20c39073a0695960672.jpg
Янцзынская гигантская черепаха всплыла, чтобы подышать. Большую часть своей жизни эти животные проводят, зарывшись в грязь.
Последняя самка крупнейшей в мире пресноводной черепахи отложила яйца в июне.
В июне исследователи собрали яйца последней на Земле самки янцзынской гигантской трёхкоготной черепахи (Rafetus swinhoei) в надежде, что по крайней мере из одного вылупится детеныш. Стокилограммовые пресноводные гиганты, которые проводят большую часть своей жизни, зарывшись в грязь, когда-то были распространены в китайской реке Янцзы, озере Тайху и озерах провинции Юньнань, а также пресноводных водоемах Вьетнама. Но к концу 1990-х годов разорение человеком среды их обитания и браконьерство (панцирь этой черепахи очень ценится в китайской народной медицине) быстро сократили численность вида. И сегодня в мире осталось только четыре янцзынских гигантских черепахи: два диких самца во Вьетнаме, а также самка и самец в зоопарке Сучжоу, расположенном в провинции Цзянсу. Вот уже шестой год гигантские трёхкоготные черепахи в зоопарке спариваются, но до сих пор ни одно из их яиц не принесло потомство. Исследователи точно не знают причину бесплодия, однако они предполагают, что один из факторов - низкое качество спермы самца из-за его возраста (ему приблизительно сто лет). Как и в случае со многими другими вымирающими видами, к тому времени, когда ученые поняли, что численность этого вида падает, янцзынских трёхкоготных черепах уже почти не осталось в природе. В 2006 году американская некоммерческая организация по сохранению черепах (Turtle Survival Alliance) начала программу по разведению янцзынских гигантских черепах в Китае: они попросили экспертов установить пол трех, обитавших тогда в неволе черепах этого вида. Когда эксперт в 2007 году посетил Шанхайский зоопарк и буддийский храм в городском округе Сучжоу, где должны были обитать две особи этого вида, оказалось, что там они уже умерли. Янцзынская трёхкоготная черепаха (самец) осталась только в зоопарке Сучжоу. Так изначально думали эксперты. Однако позже выяснилось, что ещё одна особь живет в зоопарке Чанши – и к тому же самка. Конечно, перевозить самца или самку из одного зоопарка в другой было рискованно (это вызывает стресс у животного), но у исследователей не было выбора. Ведь в дикой природе больше не осталось ни одной особи этого вида, кроме двух самцов во Вьетнаме. Но их поимка и транспортировка также была бы причиной большого стресса для животных, который мог привести к смерти. И было решено перевезти младшую особь, обитающую в неволе, – самку, которой на тот момент было около 80 лет. В мае 2008 года самка наконец прибыла в зоопарк Сучжоу к самцу. А уже через месяц, как это было ни удивительно для исследователей, появилась первая кладка из 45 яиц. Однако она не принесла потомства, как и все последующие. Сегодня исследователи не знают, как долго будет жить и откладывать яйца эта пара черепах (хотя есть предположение, что янцзынские гигантские черепахи способны прожить гораздо более ста лет), однако они надеются, что последняя кладка принесет потомство, и удастся спасти этот уникальный вид от вымирания.