Но есть и хорошие новости!
Природа

Крупнейший на Земле вулкан прятался под водой

06 сентября 2013
/upload/iblock/109/1099d6f9227f9d066ff57dac158ac707.jpg
На дне Тихого океана обнаружен гигантский вулкан – крупнейший на нашей планете и второй по величине во всей Солнечной системе.

Открытие принадлежит геофизикам из Техасского университета A&M (Texas A&M University), результаты опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Исследуя дно в северо-западной части Тихого океана, в районе возвышенности Шацкого, на расстоянии примерно 1600 километров от Японии, ученые обнаружили гигантское вулканическое плато. Они назвали его Таму (Tamu) - по аббревиатуре университета. Вершина вулкана лежит на расстоянии около 2 километров ниже поверхности океана, относительная высота достигает не более 3,5 километра. Вулканическое плато занимает площадь свыше 260 000 квадратных километров. Таким образом, Таму лишь на 20% меньше крупнейшего из известных в Солнечной системе вулканов – Олимпа на Марсе.

Возвышенность Шацкого, включающая в себя Таму, предположительно, сформировалась между поздним юрским и ранним меловым периодами на стыке трех тектонических плит: Тихоокеанской, Фараллон и Изанаги. Ранее специалисты полагали, что она формировалась долго и постепенно в результате слияния нескольких вулканов. Однако нынешнее открытие, сделанное по результатам сейсмических данных и геохимического анализа, позволяет взглянуть на историю возвышенности по-новому.

Исследователи считают, что массив Таму цельный щитовой вулкан, возникший за относительно короткое, по геологическим меркам, время. Щитовые вулканы – вулканические сооружения, образовавшиеся в результате многократных извержений жидкой базальтовой лавы, к ним относятся, например, известные гавайские вулканы. Массив Таму отличается от классических подводных гор и вулканов как размерами, так и более пологим склоном: даже возле вершины уклон составляет всего около 1°.

В дальнейшем ученые планируют измерить магнитные свойства вулканических пород Таму с помощью судна, оснащенного системой GPS, что позволит восстановить историю массива и составить точную карту распространения лавы. Руководитель исследования Уильям Сэгер (William Sager) полагает, что изучение Таму позволит понять и происходящие на других планетах процессы – в частности, историю образования марсианского Олимпа.

В Японии ввели налог на выезд из страны