Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Крысы с удовольствием помогают друг другу

14 мая 2015
/upload/iblock/7e7/7e756abb86bb20505a700c5a4c203d47.jpg
Крысам свойственно стремление к бескорыстной взаимопомощи.
Фото: Staffan Vilcans / Flickr.com
/upload/iblock/e41/e414cbf646c8feeeafd445a55b68fdd4.jpg
Фото: f4me0 / Pixabay.com
Ученые установили, что благородство и сопереживание заложены в организме живых существ с самого рождения: моральные установки общества вторичны. Эксперименты в доказательство этого проводились на крысах.
Способности представителей мира фауны к эмпатии изучаются давно. Так, в 2011 году исследователи из Иллинойсского университета в Чикаго обнаружили тягу крыс помогать друг другу. Часть подопытных грызунов помещалась в ловушки, а их «свободные» товарищи прилагали усилия и открывали защелки. При этом американские ученые сделали вывод, что крысы поступают так для того, чтобы не скучать в одиночестве. Новую серию тестов провели специалисты из Университета Квансей Гакуин в Японии. Результаты опубликованы в журнале Animal Cognition. Экспериментальной площадкой стала специально сконструированная коробка, состоящая из двух изолированных секций. В один из отсеков наливали воду, помещая туда крысу. Известно, что эти животные крайне некомфортно чувствуют себя в воде. Спастись самостоятельно, находясь в этой секции, крыса не могла – все возможности для этого находились у крысы из соседнего сухого помещения. Спустя несколько дней после начала эксперимента грызуны начали открывать дверцу, помогая барахтающимся в воде крысам. Более того: ранее побывавшие в водной ловушке крысы спешили на помощь товарищу быстрее тех, кто еще сам не сталкивался с такой ситуацией. Эти опыты закрепили наблюдения американцев. Японцы пошли дальше и опровергли ранее сделанные выводы. В тех экспериментах, когда обе подопытные крысы находились в соседних сухих отсеках и не страдали, они не открывали дверцу – то есть друзья как таковые им были не нужны. Усложнив задачу, ученые поставили «сухих» крыс перед выбором: или помочь оказавшемуся в воде собрату, или получить сладкое вознаграждение. Результаты оказались поразительны: в большинстве случаев, от 50% до 80%, крысы игнорировали дверцу, за которой лежала шоколадка, вместо этого открывая товарищу путь к спасению. «Стремление к взаимопомощи лежит у нас на генетическом уровне»,– делают выводы авторы исследования. Многие другие «человеческие» качества свойственны представителям живой природы. Читайте о том, как умеют дружить крокодилы и какую музыку любят золотые рыбки.