Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Кто может обходиться совсем без сна? У ученых есть ответ

21 февраля 2019
/upload/iblock/bc8/bc872357303d3a16affcb96e5841f6fc.jpg
Фото: Mr.checker/Wikipedia
/upload/iblock/1e6/1e662deee0d4deec5fcf808e847196d0.jpg
Фото: Botaurus/Wikipedia
Дрозофила фруктовая демонстрирует удивительные способности.
Дрозофилы, или плодовые мушки (лат. Drosophila melanogaster) являются модельными организмами для лабораторных исследований: около 61% известных человеческих заболеваний имеют узнаваемое соответствие в их генетическом коде. Дрозофилы используются в генетическом моделировании таких важных заболеваний, как болезни Паркинсона, Хантингтона и Альцгеймера; с их помощью изучают механизмы, лежащих в основе иммунитета, диабета, рака и наркотической зависимости.

Одна из способностей, недавно найденная у плодовых мушек, людям не свойственна, но она существенно расширяет научные знания о живых организмах. Ученые из Имперского колледжа Лондона обнаружили, что этим насекомым для нормального функционирования сон не нужен. Открытие было сделано на основе серии опытов.

881 самка и 485 самцов дрозофил были помещены в обычные условия, и ученые принялись фиксировать их режим дня, установив средние периоды сна и бодрствования. Для отслеживания использовалась технология, способная регистрировать микродвижения, незаметные человеческому глазу. Сразу же была найдена разница по гендерному признаку: если самцы проводили во сне приблизительно 618 минут в день (43% суток), то самкам в среднем требовалось 299 минут (20%). При этом 6% самок обходились лишь 72 минутами (менее 5% суток), а три мушки спали всего по 15, 14 и 4 минут в день.

Средние данные примерно соответствуют распорядку дня человека – если тот спит по 7 часов в сутки (420 минут). Но у регулярно недосыпающих людей происходят нарушения психики, тогда как поведение недосыпающих мух не отличалось от поведения остальных. На основе этого наблюдения исследователи поставили второй эксперимент. Они поместили насекомых в трубу, которая вращалась до 96% суток, не давая дрозофилам спать. Результат оказался удивительным: отсутствие сна почти не повлияло на продолжительность жизни популяции дрозофил – она составила 41 день. У контрольной группы, не подвергавшейся стрессу, этот показатель составляет 46 дней.

Часть подопытных мух была выпущена в естественную среду спустя 10 дней пребывания во вращающейся трубе, но и оказавшись среди «нормальных» сородичей, они просто зажили своей обычной жизнью.

Биологи полагают, что способностью обходиться практически без сна мухи обязаны своему крошечному мозгу – он успевает восстановиться и за считанные минуты отдыха. Но для млекопитающих с их более сложной нервной системой этого окажется мало. Узнайте, как нарушенный сон влияет на настроение человека.