National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Кто пережил катастрофу в Мексиканском заливе

20 апреля 2015
/upload/iblock/17e/17e101b4399c9910b1573d31eb2ca0b5.jpg
Пеликан, пострадавший в результате разлива нефти в Мексиканском заливе.
Фото: Flickr/Louisiana GOHSEP.
/upload/iblock/115/115fc78ce917e08e6e537869c5a01b7b.jpg
Волонтеры спасают птиц, пострадавших в результате катастрофы.
Фото: Flickr/Brian Epstein.
Прошло уже пять лет со времени крупного разлива нефти в Мексиканском заливе. Изучение последствий этой экологической катастрофы приносит и ответы, и загадки.
Напомним, 20 апреля 2010 года нефтяная платформа Deepwater Horizon взорвалась и загорелась в Миссисипском каньоне южнее Луизианы. На поверхность Мексиканского залива из незаделанной скважины вытекала нефть в объеме от 5 тысяч до 100 тысяч баррелей (около 700-13 тысяч тонн) в сутки. В результате было загрязнено 1770 километров побережья. От нефти пострадали Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и другие штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу. По данным на 25 мая 2010 года, на побережье было обнаружено 189 мертвых морских черепах, птиц и других животных. Спустя пять месяцев было собрано уже 6814 мертвых животных, в том числе 6104 птицы, 609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих. В период 2010-2011 годы было зафиксировано повышение смертности китообразных в несколько раз. Ученые собирают статистику и всесторонне исследуют последствия экологической катастрофы. Так, до разлива нефти популяция черепах вида атлантическая ридлея ежегодно увеличивалась, но с 2010 года число их гнезд стало меньше. Популяция американского бурого пеликана и ацтекской чайки сократилась, в среднем, на 12% и 32% соответственно. У многих видов рыб, в том числе тунца, начали развиваться генетические аномалии, а в яйцах белых пеликанах теперь находят следы нефти. Поражены кораллы как минимум на пяти участках акватории, а кашалоты все реже используют эти воды в период нагула. Есть и спорные вопросы, которые ставят ученых в тупик. Например, в первые годы после происшествия заметно снизилось количество воробьев – но не только в зоне поражения, но и в соседних, не затронутых нефтью областях. Ученые предполагают, что это произошло из-за массовой гибели их кормовой базы – насекомых, которые, в свою очередь, задохнулись далеко распространившимися парами нефти. Но это мнение – лишь на уровне предположения. Бесспорным является и факт уменьшения численности дельфинов в акватории Мексиканского залива. Однако причина этого тоже не ясна: популяция дельфинов начала там сокращаться как минимум за месяц до аварии. Продолжая изучение ситуации, биологи говорят о том, что самый худший прогноз о «полностью мертвых территориях», к счастью, не оправдался. Разлив нефти в Мексиканском заливе, безусловно, отразился на экологии побережья и на здоровье всех его обитателей, но никто пока не может сказать, насколько сильно. Катастрофа имеет долговременный эффект, и ее новые последствия могут проявляться еще многие годы. Смотрите нашу статью про пять животных, которых мы можем недосчитаться из-за нефтедобычи в Арктике, а также узнайте больше об обитателях мест с самыми экстремальными условиями.