Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Глобальное потепление: кто выживет?

Дженнифер Холланд Фото: Джоул Сартури
30 августа 2017
/upload/iblock/b96/b9623ee7f228245822dbfa95298f89a9.jpg
Уроженка Северной Америки, прожорливый хищник, жесткий конкурент и переносчик специфических для земноводных заболеваний, американская лягушка проторила себе дорогу на другие континенты, начав с Южной Америки. Это наихудший (в смысле самый успешный) инвазивный вид на планете. Изменение климата попридержит ее кое-где, но многие зоны, отличающиеся биоразнообразием, станут еще радушнее к лягушке-быку. А значит, она продолжит свой завоевательный поход, не щадя «местных жителей».
/upload/iblock/7af/7af9ebe70e0d11b4a7bd46c78154434d.jpg
По мнению биологов, в Скалистых горах ареал этой рыбы, предпочитающей холодную воду высокогорных рек, в ближайшие 70 лет может сократиться на 50 процентов. Впрочем, даже при сильном потеплении вода в верховьях останется достаточно прохладной, чтобы популяция была устойчива и могла противостоять вторжениям чужаков. Но лишь при условии, что удастся сохранить привычные нерестилища.
/upload/iblock/db7/db79b55353258c952cd26df6f2a69860.jpg
Некоторые дикие вилороги благодаря защитным мерам прибавили в численности, но этот подвид, обитающий исключительно в Нижней Калифорнии, остается на грани вымирания. Всего на полуострове живет меньше сотни особей, включая тех, что содержатся в неволе. Копытные приспособились к жизни в пустыне, но дальнейшее потепление и сокращение осадков повлияют на их рацион – как зимний, так и летний.
/upload/iblock/867/8678c9e89cf16060c7dedb97a46458a7.jpg
«Особые требования» делают этих северных уток уязвимыми. Зимой птицы собираются на маленьких, холодных, но богатых пищей незамерзающих участках Берингова моря, чтобы ловить моллюсков и других морских обитателей. Увы, с таянием льдов ареал очковой гаги меняется, а доступ к пище на зимовках затрудняется. Происходящие на берегу изменения уже заставили уток выбирать для размножения тундровые болота.
/upload/iblock/8a3/8a32085698874766c54e88e5bb41ebce.jpg
В ближайшие 70 лет из-за изменения климата лемуровые приматы Мадагаскара могут потерять до 60 процентов территории обитания. Что ж, если бы климат был единственной их проблемой, у белолобых лемуров еще оставался бы шанс выжить – в конце концов, климатические изменения не лишат их равнинных и горных угодий. Но есть угрозы пострашнее: подсечно-огневое земледелие и растущее «людское поголовье».
/upload/iblock/b48/b489315c1a18788fc8a5721bbd60c373.jpg
Диких бенгальских тигров день ото дня все меньше – осталось не более трех тысяч особей. Так, этим животным становится труднее выживать в мангровых лесах Сундарбана, главного заповедника Бангладеш. Результаты исследования, проведенного Всемирным фондом дикой природы, неутешительны: если море, как и предупреждали ученые, действительно повысится на 27–28 сантиметров по сравнению с уровнем 2000 года, тигры лишатся основных мест обитания в регионе. Новости из Бутана более отрадные: леса расчищаются, и тигры охотно перебираются в глубь страны, на земли северных природных парков, в долины главных рек. К сожалению, при этом они сгонят с мест или как минимум потеснят тамошних снежных барсов.
/upload/iblock/778/778c17e91ce7ae26dc4c94b5bb24b9bf.jpg
Победа обернулась поражением: антарктические пингвины предпочитают открытое море, и в течение последних пяти десятков лет, когда льды Антарктики стремительно таяли, популяция не менее стремительно росла. Но началась другая цепная реакция: увеличение потока ультрафиолетового излучения губит водоросли, которыми питается криль, составляющий основу рациона пингвинов, и не только их: птицам приходится делить добычу с восстановившейся популяцией китов.
/upload/iblock/a89/a89465f2a51a634e422b0f9dbe3d28f6.png
Этим ребятам все нипочем. На Юго-Западе США и в Мексике кенгуровые прыгуны свыклись с засушливыми условиями, жары они не боятся. Размножаются грызуны быстро, в еде неприхотливы – их рацион составляют всевозможные зерновые и, если повезет, насекомые. Прыгуны не будут особенно страдать, если какие-то виды растений или насекомых не выживут в жару: замена найдется легко.
/upload/iblock/d67/d671583b9a2c3630e35a5b3e12384980.jpg
Потерявший часть ареала, этот северный олень может столкнуться еще с одной проблемой: нехваткой пищи. Снег и ледяной дождь покрывают коркой лишайник – основу зимнего оленьего рациона, – делая его труднодоступным для животных. Летом же участившиеся засухи провоцируют пожары, которые уничтожают лишайники – а те восстанавливаются очень медленно.
/upload/iblock/2e7/2e7bce2a1b97cab8d69c1895332036bd.png
Перед вами вид с высокоразвитыми адаптивными возможностями. Национальное Одюбоновское общество, природоохранная организация, занимающаяся, в частности, изучением пернатых, сообщает, что в ходе Рождественского учета птиц было зафиксировано множество этих куликов, особенно на юге США. В некоторых регионах площади, пригодные для проживания пестрых улитов, может стать вдвое больше, но неизвестно, пожелают ли кулики воспользоваться новыми «угодьями», к тому же летние месяцы могут стать для этих птиц слишком жаркими.
/upload/iblock/95c/95c2dc58efa3e3fb4bdbc8d24774b3a7.png
По мере оттаивания тундры эти любители снежных просторов будут находить все меньше тюленьих туш, недоеденных белыми медведями, и все меньше леммингов, пики численности которых приходятся на годы с холодными зимами. Кроме того, песцы, которых часто называют полярными лисицами, могут столкнуться с конкуренцией со стороны лисиц обыкновенных, рыжих, – отличные приспособленцы, те уверенно продвигаются на север.
Температура на планете неуклонно повышается. Какие виды могут от этого пострадать, а какие, напротив, окажутся в выигрыше?
Климат изменчив – так устроена природа. Но сегодня он меняется настолько стремительно и необратимо, что вместе с ним меняются и море, и суша, и практически все формы жизни. «Всегда найдутся немногие счастливчики, которые будут процветать в новых условиях, – говорит биолог, специалист по охране природы из Университета Джорджа Мейсона, член Национального географического общества Томас Лавджой. – Но абсолютное большинство сильно пострадает, если вообще уцелеет». В ближайшие десятилетия нас ждут сильные засухи, увеличение периодов миграции и размножения у животных, изменение пищевого разнообразия, появление новых болезней, стремительное таяние льдов, повышение уровня моря. И каждое изменение рождает череду новых – «круги по воде» расходятся все дальше. Кому-то перемены пошли на пользу: более продолжительная и щедрая весна, смягчившийся «домашний» климат, позволивший отказаться от сезонной миграции (а миграция для животного – всегда стресс). Но если тенденция к повышению температур сохранится, сегодняшний выигрыш может обернуться поражением.
Мы должны выявить и защитить ключевые популяции. Защитить прежде всего от вмешательства человека.
«Этот процесс не повернуть вспять, – говорит Джеймс Уотсон, руководитель программы “Глобальное изменение климата” Общества сохранения диких животных, – нас ждут большие перемены». Виды, наслаждавшиеся стабильным климатом последние 10 тысяч лет, сегодня проходят беспрецедентную проверку на прочность. Кто из живых существ хорошо адаптируется к стремительно меняющемуся миру? Те, кто наделен разнообразными генами и способностью быстро размножаться (а значит, быстрее «вводить в оборот» полезные в данной конкретной ситуации гены). Те, кто способен добраться до нового подходящего местожительства – при условии, что таковое существует. Словом, конкурентоспособные – а часто и инвазивные – виды. Сорняки. А кому наверняка придется туго? «Узким специалистам», требующим строго определенных климатических условий. Небольшим и разрозненным из-за недружественного рельефа местности популяциям. Животным, вынужденным соперничать с человеком. Сообществам, которые не могут похвастаться генетическим разнообразием. Обитателям высокогорий и островов, а также всем тем, кто так или иначе связан с жизнью кораллов. Наконец, тем, кому необходимы льды.
Мы не в силах остановить этот быстро несущийся поезд. Но мы можем замедлить его разрушительное движение. Восстановление среды обитания должно стать важным элементом общей стратегии, уверен Лавджой. Другого пути нет: экосистемы слишком долго разрушались, и это в конечном счете обернулось избытком углекислого газа в атмосфере. «Мощные усилия, предпринятые в нужном направлении, могли бы ослабить негативное влияние климатических изменений», – убежден Томас Лавджой. Сегодня работать надо по двум направлениям: минимизировать урон и позаботиться о том, чему урон пока не нанесен. «Мы должны выявить и защитить ключевые популяции, – говорит Уотсон. – Защитить прежде всего от вмешательства человека».