Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Экспедиция на Курилы: красавицы-медузы и другие малоизученные обитатели Охотского моря
Александр Семенов, проект Expedition Aquatilis
26 июня 2015
/upload/iblock/70a/70a02542f66047ee093063744131f317.jpg
Самая крупная медуза в мире, со щупальцами до 36 метров – это высота десятиэтажного дома.
/upload/iblock/abc/abc2c36ee9cc1b91e7228ce05b210e9e.jpg
Одна из немногих медуз с клейкими щупальцами. Они не особо жгучие, но избавиться от них очень сложно.
/upload/iblock/b12/b12c5025ce3cd3cc7ae70228c86ab9e3.jpg
От более известных родственниц (A. aurita) эта аурелия отличается умением плавать на приличных скоростях.
/upload/iblock/739/739b243763cd9a4dd4a93cc91b0d4432.jpg
Фантастически красивое место. В неглубокой расщелине с песчаным дном волны легко таскают водолазов взад-вперед с амплитудой два-четыре метра.
/upload/iblock/75e/75e2cf50b4861a06066ec13253ddc85b.jpg
Гидромедуза экворея принесла исследователям Нобелевскую премию: в ее организме был обнаружен зеленый флуоресцирующий белок, позволивший совершить прорыв в генной инженерии.
/upload/iblock/117/117817c0fadf86f56714f3ac92b5f616.jpg
Форониды, живущие в трубочках родственники брахиопод и мшанок.
/upload/iblock/9ea/9ea0a2863721e28825928866a1517145.jpg
Полуторасантиметровая гидромедуза.
/upload/iblock/d66/d66d5d68447e6e5e4611ed7abdc3bf39.jpg
Каждый валун – дом для нескольких сотен организмов.
/upload/iblock/c24/c240f5cddaeb4738034187746cdfb179.jpg
Гигантские актинии метридиумы охотятся на планктон, мелких рыб и даже на медуз, в высоту достигают метра и более, а основание тела может быть толще бедра взрослого человека.
Фото: Александр Семенов.
Богатейшая нетронутая фауна Охотского моря почти не изучена: работы по поиску и описанию новых видов хватит на несколько поколений исследователей.
В августе 2014 года в ходе короткой экспедиции на Северные Курильские острова на судне «Омега», предоставленном компанией Ulysse Travel Club, автору этих строк удалось погрузиться в Охотское море и сфотографировать подводных обитателей. Основной задачей была разведка перспективных дайв-сайтов – мест погружения – для дальнейших исследований и оценка биоразнообразия в летний полевой сезон. Охотское – второе по величине море России и самое холодное в Тихом океане море, уникальное по красоте и разнообразию природных условий: здесь можно увидеть мощные приливы, достигающие в высоту 13 метров, и течения со скоростью до 4 метров в секунду, огромные впадины (самая глубокая – 3916 метров) и острова с действующими вулканами. Фауна Охотского моря богата и невероятно разнообразна, ввиду того что его обширная акватория граничит и с открытым океаном, и с более теплым Японским морем. К тому же вдоль его границ разбросаны многочисленные острова, выступающие в роли оазисов биологического разнообразия. Наряду с Беринговым и Баренцевым Охотское море – одно из трех наиболее продуктивных в мире. И – наименее изученных. Ничего удивительного: Охотское море, и в частности Курильские острова, – удаленный и труднодоступный регион, пограничная зона. Северная часть акватории нередко покрывается льдами, и добраться до Курильских островов можно только несколько месяцев в году, поэтому под воду погружаются единицы. Но именно там, а не на поверхности скрыты главные сокровища. Один из самых впечатляющих дайв-сайтов – стена из остывшей лавы вулкана Алаид на острове Атласова, уходящая на 17–20 метров в глубину. Ледяная (максимум +2°С в августе) прозрачная вода проносит мимо гигантских медуз, морских ангелов и гребневиков, вытянутые талломы водорослей образуют 15-метровый лес, плавно раскачивающийся вместе с волнами, а огромные валуны на дне густо облеплены актиниями всех размеров и цветов, морскими ежами, гидроидными полипами, голожаберными моллюсками и другими животными, из которых не все известны науке. И это не считая рыб и представителей мегафауны: китов, косаток, сивучей, тюленей и многих других.
«На мой взгляд, фауна Охотского моря остается недостаточно изученной не из-за нехватки средств – недостает романтики и огня в глазах ученых, – констатирует морской биолог Антон Чичвархин, старший научный сотрудник Лаборатории молекулярной систематики Института биологии моря РАН. – Подводный мир Охотского и других российских морей ждет, когда придет время исследователей-фанатиков, ставящих науку во главе угла и способных стать первооткрывателями новой волны». Даже одно-единственное погружение с камерой может стать фундаментом для научных исследований: современная техника позволяет в подробностях фиксировать практически любые стадии жизненного цикла и особенности поведения разных видов живых организмов. Подводный мир Охотского моря – бескрайнее поле для деятельности биологов, натуралистов, подводных фотографов и операторов. На 2016 год запланирована полноценная экспедиция, направленная на поиск, съемку и изучение обитателей Охотского моря. Она сможет положить начало интереснейшим комплексным исследованиям региона.