Журнал №192, сентябрь 2019

Лебединая песня

Текст: Кэти Ньюман Фотографии: Стефано Унтертинер
03 августа 2011
/upload/iblock/645/645f84b8883dd8bc88b3fd1fb11f8df8.jpg
Лебеди-кликуны взлетают, как правило, с воды, но могут подняться в воздух и с твердой поверхности: после короткого разбега следуют мощные взмахи крыльями, и птицы отрываются от земли. Они не только порой летают очень высоко (однажды стая лебедей была замечена пилотом на высоте 8200 метров), но и по дальности их перелеты сравнимы с марафоном. Полет длиной в 1300 километров из Исландии в Ирландию – пожалуй, один из самых протяженных.
/upload/iblock/779/779a9cca2a024d9d324f6ff1b9720e8c.jpg
Для большинства людей лебеди являются символом грации и красоты. С этим трудно не согласиться.
/upload/iblock/b52/b5280aec6b68bae80ba59776818bb4f3.jpg
В провинции Кайнуу на востоке Финляндии лебедь опекает своих птенцов, вылупившихся из яиц в июне.
/upload/iblock/c89/c89772fef1424c0c1e37027dfc1fbd09.jpg
/upload/iblock/b2d/b2dbf1f4f0b15c96ea788549ad9be11f.jpg
Воинственные лебеди-кликуны меряются силами на японском острове Хоккайдо. Территория гнездования лебедей охватывает половину земного шара, от Исландии до Алеутских островов. Миграция начинается во второй половине сентября, а на север птицы возвращаются в марте-апреле.
/upload/iblock/cd7/cd7173bd5abdf241e9f65a21ee60075e.jpg
Белесые, как лунный свет, лебеди-кликуны устраиваются на ночлег на поверхности залива, у острова Хоккайдо. «Они совсем не пугливые», - говорит фотограф. Кое-где их специально прикармливают, чтобы привлечь туристов. «Но что благоприятно для туризма – губительно для животных», - утверждает японский биолог.
/upload/iblock/1e7/1e74d9703369e053d309cb0bbabe3d0a.jpg
Пара лебедей настороженно наблюдает за чужаком, который вторгся на их территорию. Гнездо, устроенное из мха, камышей и травы, может использоваться и в следующем году.
/upload/iblock/77b/77b5fcbe80a1293fcf9901c8d585b3ff.jpg
Птенцы рождаются покрытыми пухом и с открытыми глазами. Они находятся под бдительным присмотром обоих родителей.
/upload/iblock/a4f/a4f8ec7e7f8d01f8f9e45f674941302f.jpg
Уже через несколько дней малыши выбираются из гнезда и начинают питаться водными растениями и насекомыми. Осенью лебедята вместе с родителями перелетают на юг и проводят с ними первую зиму своей жизни.
Фото: Стефано Унтертинер
Кликуны, шипуны, трубачи - и все это о лебедях, самых изящных и грациозных птицах, воплощении совершенства.
Лебедь-кликун – настоящий гигантский лайнер в эскадрилье водоплавающих: размах крыльев у него достигает двух с половиной метров. В небе эта птица похожа на ангела; она ослепительна в победоносном танце и величественна, когда отдыхает. Лебедь – истинное воплощение совершенства. Лебедь для большинства людей является символом грации и красоты. Те же, кто видел «Лебединое озеро» Чайковского, наверняка задумались и о другом – о чувствах, которые олицетворяет эта птица: любовь, верность и самопожертвование. Ученые, понятно, судят о лебедях иначе. В систематике эти утиные делятся на семь видов: лебедь-кликун (Cygnus Cygnus) и его родственники со звукоподражательными именами – лебедь-шипун (Cygnus olor) и лебедь-трубач (Cygnus buccinator), а также американский, тундровый, черный и черношейный лебеди. В 1758 году шведский врач и натуралист Карл Линней впервые описал лебедя-кликуна. Этот вид дал название всему роду.
Несмотря на то, что лебедь-кликун находится под угрозой исчезновения, он остается одним из самых многочисленных видов данного рода.
И несмотря на то, что лебедь-кликун находится под угрозой исчезновения (сегодня популяция насчитывает около 180 тысяч особей), он остается одним из самых многочисленных видов данного рода и превосходит своих собратьев по широте распространения. В искусстве и философии образ лебедя всегда был значим. Скользящий по зеркальной поверхности озера или взмывающий в поднебесье, распахнув широкие крылья, лебедь пробуждал мысли о вечности. Песнь лебедя, если верить Платону, слышал Сократ в день своей смерти. В скандинавской мифологии валькирии в образе прекрасных птиц уносили погибших героев в Вальхаллу – небесное обиталище храбрых воинов, павших в бою. А Пифагор верил, что в этих ангельских птиц переселяются души умерших поэтов. Лебедь, как писала Анна Ахматова, «плывет сквозь века» – и сквозь круговорот времен года. Осенний отлет птиц всегда вызывает грусть: ночи удлиняются; дни становятся короче; еще один год подходит к концу. Все так. Но в утешение нам остается жизнеутверждающая сказка Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке, который из невзрачного уродца превращается в прекрасного лебедя. И все же реальная жизнь далека от сказки – не у всех лебединых историй счастливый конец. Лебедям приходится защищать территории обитания даже друг от друга, не говоря уже о прочих водоплавающих. К тому же эти крупные птицы с тяжелым взмахом крыльев тратят колоссальные усилия при взлете. Ежедневная борьба за существование порой заканчивается смертью – как это ни печально, но за красоту приходится расплачиваться.