Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Летающие американские тараканы добрались до Сочи: чем опасны незваные гости

31 июля 2019
periplaneta1.jpg
Фото: Сочинский национальный парк
1920px-Anoplolepis_gracilipes_moving_Blattidae_sp._toward_nest.jpg
Фото: Bradley Rentz/Wikipedia
На самом деле красно-коричневый хорошо летающий таракан происходит из тропической Африки.

На улицах Сочи появились американские тараканы (лат. Periplaneta americana) – одни из самых больших в мире. Длина тела взрослой особи может достигать пяти сантиметров, а с усами превышает и все девять. При этом самцы кажутся крупнее, поскольку их крылья заходят за кончик брюшка еще на 4-8 миллиметров.

Американские тараканы – полифаги и с радостью скушают все, что попадется на их пути. Они едят не только любые органические остатки, но даже бумагу, обувные изделия, мыло, волосы, книжные переплеты, а также любые свежие продукты.

Летающий таракан происходит из тропической Африки, но в начале XVII века он был интродуцирован в Северную Америку, отчего и возникло ошибочное научное название вида Periplaneta americana. Позже членистоногие появились и в Европе, а в настоящее время это насекомое встречается по всему миру.

Появление американского таракана во многих районах Сочи может быть связано как с непреднамеренным завозом насекомых, так и с бегством их из террариумов (тараканов часто содержат как экзотических питомцев или в качестве корма для рептилий). И у нового обитателя есть все шансы закрепиться на Черноморском побережье. Если в холодных широтах таракан живет только внутри зданий, то в теплых – таких как Сочи – им подходит и природная среда: гниющая древесина и другие сырые темные убежища.

При этом насекомые являются опасными вредителями. Они обильно выделяют пахучую жидкость, которая не только остается на пище, но и впитывается домашней пылью. У 50% людей, страдающих атопическим дерматитом и астмой, отмечена сильная аллергическая реакция на нее, а для детей-астматиков этот показатель – на уровне 80%. Питаясь свежей едой, тараканы «сбраживают» ее и делают непригодной уже по вкусовым качествам. Кроме того, они переносят сальмонеллу и другие болезнетворные бактерии, откладывая их затем на продукты и вещи, что вызывает пищевое отравление или инфекцию.

Несмотря на это, в Китае спиртовый настой из тараканов входит в число препаратов для заживления ран, а во Вьетнаме насекомое употребляют в пищу в жаренном виде. Узнайте о других необычных пищевых традициях Азии.