Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Личинки шевелятся в унисон: видео

15 сентября 2017
/upload/iblock/c96/c966829ebb066d622cce515be511072b.jpg
Фото: National Geographic
/upload/iblock/8d0/8d081761c57d874ff908a26a747aea59.jpg
Взрослая особь
Фото: Guido Gerding/Wikipedia
Группа личинок, расположившись на дереве, может напоминать по форме крупный цветок. Рассматривая это скопление внимательнее, ученый обнаружил синхронные движения всех особей.
Ученый из Калифорнийского университета в Беркли и исследователь National Geographic Аарон Померанц (Aaron Pomerantz) работал в Перу, изучая насекомых. На одном из деревьев он заметил группу личинок, относящихся к семейству пильщиков подотряда сидячебрюхие (лат. Symphyta). Личинки пилильщиков называют ложногусеницами из-за сходства с гусеницами бабочек. Внешних отличий всего два: в этой стадии развития пильщики имеют шесть и более пар ног на брюшке (у настоящих гусениц их пять пар или менее); кроме того, у них всего две стемматы (простые глазки), тогда как у гусениц их 6. В процессе превращения во взрослую особь личинки пильщиков могут скатывать листья, а также образовывать галлы – особые наросты на растениях. Именно это увидел и снял на камеру исследователь. Ярко-желтая группа личинок расположилась на стволе дерева, приняв форму цветка. Личинки выглядят достаточно заметно, чтобы стать объектом нападения птиц, поэтому эволюционно им пришлось выработать особую тактику защиты: синхронные движения. Как поясняет биолог, это может сбить хищника с толку – он не может принять решение, какую именно особь ухватить. Точный механизм этой координации до конца не изучен. Согласно основным теориям, личинки чувствуют волны и вибрации. Однако ученый отмечает, что в данном случае реакция следовала на его движения рукой по воздуху или дыхание, тогда как рука, коснувшаяся ствола дерева, внимания личинок не привлекла. Подотряд сидячебрюхих насчитывает около 8000 видов насекомых. В зависимости от вида, данная группа личинок проведет на дереве от нескольких недель до месяца, затем все особи упадут на землю, окуклятся и превратятся в летающее насекомое, внешне напоминающее осу. Посмотрите на другое видео, снятое Аароном Померанцем: как гусеница становится бабочкой.