Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Ливни в Австралии пробудили доисторических щитней

19 января 2017
/upload/iblock/1f3/1f3f02072695af686c1215298aa40815.jpg
/upload/iblock/843/8434a533291e3eca72975c29e9d602b4.jpg
/upload/iblock/6c6/6c65607ef5d532cf3469aca49dc9e40a.jpg
Фото: Northern Territory Parks and Wildlife
В засушливой местности Австралии впервые за долгие годы вылупились щитни Triops australiensis – представители ракообразных, способные десятилетиями ждать пробуждения.
Triops australiensis - австралийские эндемики из семейства щитни (Triopsidae). Это пресноводные ракообразные класса жаброногих; их небольшое тельце с десятками пар ног почти полностью покрыто щитком. Название типового рода Triops (от греч. «трехглазый») животные получили из-за органа, напоминающего третий глаз, однако до сих пор его функция точно не установлена. По одной из версий, это науплиальный глаз, отличающий свет от темноты и помогающий щитням ориентироваться в пространстве; по другой - это своеобразный химический датчик. T. australiensis являются довольно крупными представителями своего вида: взрослые особи могут достигать 7,6 см. Щитни являются удивительными животными, бросившими вызов эволюции: их морфология не изменилась со времен триасового периода, когда появился первый вид современных щитней, Triops cancriformis. Это было 220—230 миллионов лет назад: в то время жили первые динозавры, не существовало цветковых растений, а на Земле был единственный континент Пангея. Щитни разработали уникальную систему выживания, благодаря которой и сохранились столь долгое время неизменными. Они живут и размножаются в пресных водоемах со стоячей водой, где у них нет естественных врагов. Главным условием является так называемая эфемерность водоемов: они время от времени пересыхают. Самки зарывают цисты в песок, а вылупятся те лишь при совпадении ряда условий. Цисты щитней очень выносливы: им не страшны ни засуха, ни жара, ни мороз. В сухом и темном месте цисты могут храниться десятилетиями. Для их перехода в активное состояние требуются мягкая вода, определенная температура, свет и отсутствие химических веществ, свойственных выделениям живых организмов. В центральной части Австралии, в районе скалы Улуру, дожди идут раз в несколько десятилетий. В декабре 2016 года на регион обрушились ливни – настолько сильные, что часть затопленных территорий пришлось закрывать для посещения. К настоящему времени основная вода уже ушла, и в оставшихся мелких водоемах начали появляться щитни – миллионы особей. Половая зрелость у щитней наступает в возрасте двух недель, а общая продолжительность жизни - около 60 дней. За это время они успевают отложить тысячи цист следующего поколения, которые также будут ждать подходящих условий для начала жизненного цикла.