Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Лори могут впадать в спячку

04 декабря 2015
/upload/iblock/be3/be33be6339fa4508bef25f9676229598.jpg
/upload/iblock/275/275fdcdc03c16f348feaf2ca613d9de3.jpg
/upload/iblock/768/76853db696b2e2bbd8f6e626438e9eb0.jpg
Фото: David Haring/Duke Lemur Center/Wikipedia
В спячку впадают многие виды животных, но для приматов такое поведение в целом не характерно: только три вида лемуров при необходимости замедляют свои жизненные процессы. Теперь найден еще один примат с такой же способностью.
Открытие совершили биологи из вьетнамского Центра спасения приматов вместе с коллегами из Университета ветеринарной медицины в Вене; сообщение об этом опубликовано на сайте университета. Ученые напоминают, что спячкой считается период замедления жизненных процессов и метаболизма у теплокровных животных в периоды малодоступности пищи. Это состояние характеризуется снижением температуры тела, замедлением дыхания и сердцебиения, торможением нервной деятельности (так называемый «глубокий сон») и других физиологических процессов. Летняя спячка называется "эстивация", для зимы применяется термин «гибернация». Помимо медведей, спячка характерна для ряда грызунов, лягушек, летучих мышей и других представителей фауны. Среди птиц умением засыпать таким образом обладает американский белогорлый козодой, а приматы до настоящего времени были представлены только тремя видами лемуров, живущих на Мадагаскаре: толстохвостым (Cheirogaleus medius), мохнатым карликовым (Cheirogaleus crossleyi) и карликовым Сибри (Cheirogaleus sibreei). И если об умении толстохвостого лемура впадать в спячку ученые узнали в 2004 году, то последние два вида «раскрыли» этот секрет только в 2013 году.
А теперь число приматов, способных к гибернации, впервые пополнилось представителями отряда, обитающими вне Мадагаскара. Оказалось, что 20-сантиметровый малый лори (Nycticebus pygmaeus), живущий во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и Китае, может неоднократно замедлять свои жизненные процессы на период до 63 часов с декабря по февраль. Именно тогда в лесах становится меньше пищи, а температура окружающей среды снижается до +5ºC. Открытие позволяет по-новому посмотреть на процесс гибернации и его эволюцию. Ученые не исключают, что ранее все приматы, при необходимости, умели засыпать надолго, но потом утратили эту способность. Также возможно, что некоторые другие приматы до сих пор ею обладают, однако это еще не открыто биологами.