Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/e7f/e7f58577b308785cb6273e9bc13b6e65.jpg
Фото: U.S. Department of Agriculture
/upload/iblock/96d/96d5ec729f14a5ecae83a2f5d0ce03b8.jpg
Фото: Gilles San Martin
В течение нескольких лет группа ученых искала способ борьбы с постельными клопами без применения вредной для человека химии. Руководителю научной группы пришлось для этого стать «кормушкой» для насекомых.
Исследованием занимались специалисты из канадского Университета Саймона Фрейзера. В этой стране, как и во многих других, клопы стали настоящим бедствием: они обитают не только в ветхих зданиях и бедных кварталах, но и в фешенебельных отелях, и в недавно построенных городских домах. При этом современная наука до сих пор не располагает по-настоящему эффективными и одновременно легкими способами борьбы с кровососущими насекомыми.

Существует ряд инсектицидов, оказывающих на клопов кратковременное воздействие, однако уже следующие популяции насекомых вырабатывают к ним иммунитет. Полное уничтожение клопов и их яиц достигается высокими (не ниже +48°С) температурами в зараженном помещении, но это не исключает возникновения там новых очагов позднее. Работая над поставленной задачей, канадские ученые планировали создать ловушку, которая отвлечет клопов от человеческого тела. В ходе эксперимента биолог Регина Грейс в течение двух лет подвергала себя укусам клопов, а научная команда, в состав которой входил и ее муж Герхард Грейс, анализировала, что именно является для клопов аттрактантом – природным или синтетическим веществом, привлекающим животных.

За время работы биолог-экспериментатор получила более 180 тысяч укусов и в результате сама практически выработала иммунитет: в то время, как у обычного человека укусы клопов вызывают сильный и болезненный зуд, Регина отделывается лишь незначительным покраснением кожи. Ее коллегам же удалось разработать формулу препарата, действующего для клопов приманкой.

Как оказалось, даже сытые клопы находят гистамин – биогенное соединение, образующееся в организме человека, – привлекательным. Однако для ловушки требовалось не только выманивать насекомых из их укрытий, но и задерживать их надолго. После нескольких месяцев дополнительной работы ученые нашли еще три химических соединения, которые в сочетании с гистамином оказывают на клопов поистине магическое влияние: те концентрируются в одном месте, что позволяет без труда их уничтожить.

Ловушка была успешно протестирована в одной из квартир Ванкувера, кишащей клопами. После серии дополнительных тестов в 2015 году изобретение поступило в массовую продажу.