Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Лунная походка и пение без голоса: как ухаживают манакины

Дан Коппель
14 июня 2018
/upload/iblock/c62/c62434418afbba0d11a7705a0b6c0d6d.jpg
Когда красношапочный корольковый манакин (Machaeropterus deliciosus) поднимает крылья, звучит музыка.
/upload/iblock/a59/a59e6c9ed36ae2f9dd559880d71b96b7.jpg
Красношапочный корольковый манакин из Орнитологического заповедника Милпе, издавая с помощью крыльев необычные звуки, только что сумел привлечь внимание самки – и теперь надеется на удачный исход дела.
/upload/iblock/944/944e210ae2ff67cc537a6948b1f2b617.jpg
На станции по изучению биоразнообразия Типутини орнитолог Ким Боствик слушает и наблюдает, ожидая появления пестрого королькового манакина.
/upload/iblock/99b/99b1f9aa29f775300e3f88a778ef86ee.jpg
Красноголовый манакин, обладатель характерного остроконечного хвоста, ухаживает за самкой.
/upload/iblock/2d7/2d7f7ff1cd5c0244a45ad00eb66ccd6d.jpg
Пестрый корольковый манакин отличается такими же увеличенными маховыми перьями второго порядка, что и красношапочный корольковый манакин, но крыльями издает только звук, похожий на жужжание.
/upload/iblock/e32/e32fcea44a5b329fe2bd55b1996b0525.jpg
Синеголовая пипра неспособна издавать звуки крыльями.
/upload/iblock/33b/33ba158e20fe93e01aa1da98ff263f17.jpg
Желтоголовый настоящий манакин двигает крыльями, как и красношапочный корольковый манакин, – но беззвучно.
Фото: Тим Ламан
Эволюция создала из крошечных птичек музыкальные инструменты. Правда, чтобы издавать звуки, самцам-манакинам приходится безостановочно танцевать.
Увидеть выступление манакина – значит стать свидетелем концерта с песнями и плясками. Примерно половина из 40 известных науке видов этой тропической птицы играет на собственном теле, как на скрипке, для «музицирования» используя разнообразные движения. В разгар брачного периода в арсенале самцов – «бросок», «поворот на 180 градусов», «стойка», «скольжение назад» (точь-в-точь «лунная дорожка» Майкла Джексона). Выглядит это вот так:

В своей книге «Происхождение человека», опубликованной в 1871 году, Чарлз Дарвин дал следующее описание манакина: «Разнообразие звуков… а также разнообразие средств, при помощи которых птица издает эти звуки, совершенно необыкновенны». Однако раскрыть главный секрет этой «необыкновенности» ученые смогли лишь через сто с лишним лет!

Из небольшого числа орнитологов, изучающих обитающего в Колумбии и Эквадоре красношапочного королькового манакина, пожалуй, только Ким Боствик «настроена на один лад» с этими птицами. Именно она, будучи сперва аспиранткой Йельского университета, а затем, с 2002 года, куратором отдела птиц и млекопитающих Музея позвоночных животных Корнельского университета, смогла разгадать загадку самцов красношапочного королькового манакина. Это единственный вид, который в надежде очаровать самку использует крылья для воспроизведения таких звуков, как «тюк-тюк» и «дзинь».
Ученым было известно, что издают эти звуки крылья, но они не знали, как именно. Чтобы найти ответ, Боствик сняла движения птицы на видеокамеру со скоростью тысяча кадров в секунду – что в 30 с лишним раз быстрее обычной видеозаписи.

Просматривая эти кадры, Ким наконец увидела, как все происходит: птица ударяет крылья друг о друга 107 раз в секунду. Затем, изучив в лаборатории маховые перья второго порядка красношапочного королькового манакина, Боствик обнаружила на каждом крыле по особому перу с семью отдельными бороздками. Пятое перо трется об это перо с бороздками, как медиатор при игре на гитаре, достигая немыслимой частоты в 1,5 тысячи ударов в секунду (семь бороздок, по каждой из которых ударяют два раза, – это уже 14; умножаем на 107 и получаем 1498). Результатом является звук, подобный голосу скрипки.

В мире существует почти 10 тысяч видов пернатых, но ни один другой вид не способен издавать звуки таким образом – поскребывая одним пером о другое. Сверчки могут проделывать нечто подобное, птицы же, кроме нашего манакина, – нет, потому что, как считает Боствик, у большинства птиц кости полые (это необходимо, чтобы облегчать нагрузку во время полета). А вот в крыльях манакина, как выяснила Боствик с коллегами при проведении микрокомпьютерной томографии, косточки плотные, и именно поэтому они выдерживают постукивание крупными перьями. Но тогда как эта девятисантиметровая птичка летает с таким лишним весом? И за счет чего она покрывает огромные энергетические затраты организма в полете? Эти тайны манакина ученым еще предстоит раскрыть.