Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Львицы-андрогины: аномальные самки с чертами самцов
Популярная Механика
25 сентября 2016
/upload/iblock/e63/e63fb1224d79a9a02ac261377519ae2a.jpg
Национальный парк Мореми, Ботсвана.
Фото: Simon Dures/Lion Conservation Genetics Research
/upload/iblock/964/964cdc26ec935360ca41c1c3280d0d44.jpg
Национальный парк Мореми, Ботсвана.
Фото: Simon Dures/Lion Conservation Genetics Research
Пять львиц бродят по национальному парку Мореми в Ботсване, смущая местных биологов и посетителей сафари. Их шеи украшают густые гривы, а рев - громкий и гортанный, что обычно присуще только самцам.
Гривы львов, как рога оленей и перья павлинов, служат отличительной чертой мужских особей, по которым самки опознают своих потенциальных партнеров. У самок они прорастают очень редко и носят, как правило, рудиментарный характер, однако недавно ученые заметили в Мореми группу нетипичных самок с густыми гривами и даже одну особь, привлекающую низким ревом других представителей женского пола. Как же такое возможно? Лука Хантер, президент организации по защите диких кошачьих Panthera, считает, что у этих самок скорее всего наблюдается слишком высокий уровень тестостерона, который мог развиться из-за аномальной спермы, в свое время наделившей женские эмбрионы некоторыми чертами мужских. Возможно также, что их матери тоже имели повышенную продукцию тестостерона, что привело к усилению гормонального воздействия на эмбрион. Есть вероятность, что это делает львиц бесплодными, предполагает биолог Кэйтлин Александра. «Мы неоднократно наблюдали за тем, как они спариваются, но ни одна из самок так и не забеременела», - рассказывает она. Несмотря на это, самки живут вполне здоровой и активной жизнью. Имитируя самцов и сбивая потенциальную жертву с толку своей гривой, львицы нередко обманывают атакующих животных, которые, решив что в прайде слишком много самцов, готовых отстаивать свою территорию, спешат ретироваться. Что до бесплодия, то оно служит своеобразным гарантом того, что аномальный гормональный фон не распространиться на последующие поколения и будет носить локальный характер.