Журнал №192, сентябрь 2019

/upload/iblock/667/6678c5f608da312b34ba5e30bda49617.jpg
Фото: Botswana Predator Conservation Trust
/upload/iblock/4ad/4adb9df80ef9591de46447ad518ce56a.jpg
Фото: Botswana Predator Conservation Trust
Как сохранить жизнь домашнего скота, не убивая при этом львов? Остроумное решение предложили австралийские ученые.
Африканские фермеры несут большие потери из-за львов, нападающих на домашний скот. Для защиты своего хозяйства они расставляют на хищников ловушки, подкладывают отравленные приманки, стреляют в животных. Все эти меры оказываются бесполезными: в случае, когда на какой-то территории численность львов уменьшается, сюда приходят хищники из соседних областей. Недорогое и эффективное решение, позволяющее сохранить жизнь и копытных, и львов, предложил Нил Джордан (Neil Jordan) – преподаватель Университета Нового Южного Уэльса и активный участник экологической организации Botswana Predator Conservation Trust. Однажды на экскурсии в африканском природном парке он обратил внимание на то, как лев, собиравшийся атаковать антилопу, изменил свое решение после того, как животное развернулось и посмотрело на него. Это натолкнуло его на мысль о создании «искусственных глаз»: нарисованных на задней части объекта охоты. Реализация эксперимента началась в прошлом году. С помощью трафаретов и безопасных красок Джордан и его коллеги разрисовали треть стада из деревни на севере Ботсваны. Идея себя полностью оправдала: за время проведения исследования (10 недель) львы убили несколько из 39 коров, не имевших «глаз» на корпусе, но не тронули ни одну из 23 разрисованных коров. В этом году нововведением будет охвачено большее количество ферм и копытных. Противники этого метода говорят о том, что в долгосрочной перспективе это вряд ли окажется полезным: львы – умные животные и быстро обучаются. Рано или поздно они поймут, что на самом деле жертва на них не смотрит. Ученые, в свою очередь, напоминают, что хищники перемещаются на огромные территории, и с «четырехглазой» коровой каждый раз встречаются новые львы. Узнайте о гибели африканских львов по вине фермеров.