Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Любить по-лягушачьи: ученые обнаружили новую позу

15 июня 2016
/upload/iblock/16d/16d9c816c0e4fb1528f4555a260c6d80.jpg
/upload/iblock/963/963d3f255c7134cd41e50064a51f8153.jpg
/upload/iblock/6bf/6bf2b7234bebdb5c9517ac851d050d6c.jpg
/upload/iblock/285/285fad49b94c35e6c7edeb2f94c041e3.jpg
Фото: PeerJ
Изучая способы размножения лягушек, ученые обнаружили у них уникальную, неизвестную ранее позицию. Выработав ее эволюционно, земноводные получили дополнительный шанс на успешное завершение процесса совокупления.
Исследование проводили специалисты из Делийского университета, его результаты описаны в журнале PeerJ. В центре внимания были бомбейские ночные лягушки (Nyctibatrachus humayuni) – эндемики западной части штата Махараштра в Индии. Как и другие земноводные, они размножаются методом амплексуса (лат. amplexus — объятие). Для этой формы псевдокопуляции характерно следующее поведение: самец обхватывает самку своими передними конечностями, покрывая спермой икру, которую в это время мечет самка. До недавнего времени у различных земноводных было зафиксировано шесть типов амплексуса, в зависимости от расположения самца относительно самки: паховый, подмышечный, головной, охватывающий, клеевой и независимое положение. И хотя земноводные размножаются таким образом на протяжении тысячелетий – у метода есть ощутимый «минус»: держась лапами за тело самки, самец нередко теряет равновесие, падает в воду и может быть унесен быстрым течением. Брачный период бомбейских ночных лягушек приходится только на сезон дождей (с мая по сентябрь). Обитают эти земноводные в болотистых густых зарослях, поэтому исследование потребовало огромных усилий. Ученые наблюдали за объектами своей научной работы в течение 40 дней за период 2010-2012 годы по восемь часов в сутки. Результатом стало открытие нового вида амплексуса: сидя на спине самки, самец держался за листья, ветви или ствол дерева. Новую позу биологи назвали «спинной посадкой» (dorsal straddle). Самое быстрое спаривание заняло 338 секунд, самое долгое – 1670 секунд, а в целом, по результатам наблюдения двух десятков пар, ученые определили среднюю скорость в 768 секунд. Исследователи отмечают, что dorsal straddle наиболее эффективен по сравнению с другими шестью методами: крепко держась за ветви, самец имеет все шансы завершить процесс без происшествий. В свою очередь, знание способов размножения амфибий позволяет сохранять их: очевидно, что в случае уменьшения объемов растительности (а это чаще всего происходит по вине человека) бомбейским ночным лягушкам станет сложнее воспроизводиться. Узнайте, как у лягушек появляются лишние лапы.