Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Люди и собаки имеют одинаковые свойства мозга

26 февраля 2014
/upload/iblock/52d/52d58a93ef33cd4b1681bd52e3a6abb5.jpg
Эксперимент венгерских ученых показал, что и у людей, и у собак на голос реагируют одни и те же участки мозга. Автор фото: Ida Myrvold.
Ученые обнаружили общие функции мозга у людей и собак: особое восприятие голосовых сигналов. Это объясняет многовековую привязанность этих животных к человеку.
Исследование провела группа ученых из венгерской Академии наук, его результаты опубликованы в журнале Current Biology. Участниками эксперимента стали 22 человека – мужчины и женщины, а также 11 собак – шесть золотистых ретриверов и пять колли. Им давали слушать записи различных звуков, а за реакцией мозга ученые наблюдали с помощью аппаратов магнитно-резонансной томографии. Ранее провести такой эксперимент не удавалось никому, поскольку собаки и другие животные не могут спокойно перенести процедуру МРТ. Ретриверы и колли были специально натренированы для этих целей. Собаки и люди, находясь в сканнере, прослушали самые разные звуковые сигналы, в том числе около 200 звуков голосов людей и собак. Изображения МРТ показали, что и у людей, и у собак на голос реагировали одни и те же участки мозга. И хотя в момент, когда участники слушали звуки своего вида, реакции были самыми сильными – достаточно заметно их мозг реагировал и на голос другого вида. При этом реакция на прочие посторонние шумы была иная. Науке до сих пор точно не известно, когда собаки были одомашнены человеком; предположительно, это произошло 32 тысячи лет назад. Первыми их стали приручать охотники, и уже потом – крестьяне для защиты своих пастбищ. Руководитель исследования, доктор Аттила Андикс так подытоживает результаты работы: «Люди и собаки тысячелетиями живут в общей среде, не конфликтуя. Это им удается, поскольку оба вида используют похожие механизмы для обработки социальной информации, что помогает им понимать друг друга». Венгерские исследователи даже выдвинули смелую гипотезу о том, что способность воспринимать голос отдельно от шумов и прочих звуков – это не выработанная собаками способность в ходе сосуществования рядом с человеком, а качество, свойственное общему предку этих двух видов, что относит его к периоду свыше 100 миллионов лет назад. После разделения видов мозг человека претерпел более серьезные изменения, но и собаки, эволюционируя в свою сторону, сохранили способность отличать голос от других шумов. Для подтверждения этой гипотезы исследования будут продолжены с участием собак других пород.