Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Природа

Мальчик предложил аэропорту безопасную защиту от птиц

Анастасия Баринова
14 ноября 2013
/upload/iblock/7b0/7b0d87777acd5d77206e6b257acee875.jpg
По оценкам экспертов, ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от столкновений с птицами достигает $1,2 млрд. Автор фото: Ingrid Taylar.
Подросток из Калифорнии нашёл способ безопасно и эффективно отгонять птиц от аэропортов. Устройство уже было официально протестировано и получило высокую оценку специалистов.
Птицы являются большой проблемой для аэропортов и авиакомпаний. По данным Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA), ежегодно в небе над этой страной происходит не менее 9000 столкновений авиалайнеров с птицами (реальная цифра, полагают эксперты FAA, ещё выше, поскольку не все пилоты рапортуют о подобных происшествиях). FAA называет 482 видов птиц, с которыми за период с 1990 по 2012 годы происходили столкновения в США. Это гагары, скворцы, пеликаны, бакланы, цапли, аисты, лебеди, утки, коршуны, ястребы, синицы, колибри, попугаи и многие другие – то есть пернатые самых разных размеров. В большинстве случаев столкновение самолёта и птиц не приводит к трагедии, но за последние два десятка лет ежедневно один лайнер совершает вынужденную посадку по этой причине. По оценкам международных экспертов, ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от столкновений с птицами достигает $1,2 млрд. Кроме того, при худшем развитии событий подобное происшествие может закончиться катастрофой. Первая зарегистрированная смерть человека по этой причине произошла с одним из пионеров авиации Кэлом Роджерсом в 1912 году: его самолёт столкнулся со стаей чаек и упал в океан. Одной из крупнейших катастроф такого рода считается гибель 62 пассажиров рейса Eastern Air Lines в 1960 году: многочисленная стая скворцов, оказавшись на пути, повредила все четыре двигателя лайнера. После этого конструкция самолётов была значительно изменена, но трагедии время от времени продолжают случаться. В FAA отмечают, что несмотря на все предпринимаемые меры, ежегодно случаев столкновения лайнеров с птицами становится только больше. Статистика растёт вслед за развитием авиационной отрасли и увеличением объёмов авиаперевозки. Одновременно эксперты ищут пути защиты летательных аппаратов от птиц. Решение было найдено неожиданно: 16-летний калифорнийский бойскаут Калеб Левин поделился идеей достаточно эффективной ловушки для птиц. Мальчику был поручен экологический проект по защите краснохвостых сарычей. Во время своей сезонной миграции эти редкие птицы из семейства ястребиных залетают на территории аэропортов и гибнут при столкновениях с авиалайнерами. За основу Калеб взял шведскую ловушку для птиц: скандинавы используют её для отлова ворон в местах их высокой концентрации. Подросток развил эту идею, сделав упор на безопасность пойманного в ловушку пернатого хищника. Конструкция состоит из двух клеток: в одной находится приманка (например, голубь), а в другую залетает привлечённый им хищник. После того, как ловушка захлопывается, люди отвозят сарычей за десятки километров и выпускают там. Безопасная для птиц ловушка уже протестирована в аэропорту Сан-Хосе; она была признана и эффективной, и безопасной для редких птиц. Не страдают и голуби: они отделены от хищников прочной сеткой. На создание ловушки бойскаут потратил чуть более $200, американское Министерство сельского хозяйства пообещало возместить мальчику эти траты. В обычной практике аэропорта Сан-Хосе было отпугивание птиц звуками пиротехники.