Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Брачная ночь леопардов: редкое фото

Анастасия Крутикова
22 июля 2019
67681147_2312001212224960_1818793451559321600_n.jpg
Фото: leopard-land.ru
В национальном парке «Земля леопарда» фотоловушка запечатлела двух дальневосточных леопардов в момент страсти.

Фотоловушки часто служат биологам и сотрудникам заповедников «глазами» в глухих лесах и непроходимой тайге: с помощью данных с камер можно посчитать количество редких (и не очень) животных, выявить частых «прохожих» по звериным тропам, узнать что-то новое о поведении зверей и просто полюбоваться на их игры и общение. Не так давно благодаря снимкам и видеозаписям в «Земле леопарда» обнаружили полосатый детсад и место встречи леопардов

А в этот раз автоматическая камера нацпарка запечатлела страстное свидание леопардов: самца Leo 111M и самки Leo 108F. Им должно быть не больше трех лет, и для «новобрачных» это первый и успешный опыт взаимодействия с противоположным полом. С помощью фотоловушки удалось увидеть не только процесс спаривания, но и брачные игры краснокнижных животных. Теперь сотрудники на увеличение количества редких дальневосточных кошек в национальном парке!

Получение таких кадров с фотоловушек случается очень редко и потому представляет особую ценность для науки; и не случайно, ведь эти снимки позволяют не только отслеживать отношения между отдельными особями, но и выстраивать целые семейные древа! Благодаря установленным на заповедной территории камерам ученым «Земли леопарда» уже известны линии, от которых происходят оба партнера: матерью самца является Leo 21F по имени Сочи, а самки – Leo 37F Умка. Также сотрудники парка поняли, что юный самец очень удачно устроился в национальном парке – он смог найти собственную территорию, где живут сразу несколько пятнистых самок.

«Зная возраст леопардов и время их первого спаривания, мы можем подтвердить сведения о периоде наступления половой зрелости у леопардов в дикой природе – 2,5-3 года, – подчеркнул Юрий Дарман, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке ФГБУ «Земля леопарда». – Успех работы национального парка очевиден. Мы не только наблюдаем положительную динамику численности дальневосточного леопарда, регистрируя каждый год все больше котят, но и видим формирование новых пар».

Специалисты отмечают, что размножаться леопарды могут в любое время года. Обычно их встреча длится недолго – около пяти дней – и носит вполне практический характер. После спаривания оба резко теряют друг к другу интерес. В случае успешного зачатия беременность самки длится около 90 дней, а при благополучных родах на свет появляются 1-3 котенка, в воспитании которых самец напрямую не участвует.

В начале века в мире насчитывалось всего около 35 дальневосточных леопардов. Надежная охрана территории от браконьерства и пожаров, повышение числа копытных и экопросвещение местного населения в нацпарке «Земля леопарда» стали основой еще более чем двукратного роста популяции. Оказалось, что сейчас на территории национального парка обитает как минимум 91 взрослый леопард и 22 котенка! Это значит, что популяция демонстрирует уверенный рост, причем высокий процент котят подтверждает наметившуюся тенденцию. Другая радостная новость заключается в том, что среди всех леопардов, замеченных на территории приморского нацпарка, количество самок вдвое превышает количество самцов – а это, по словам экспертов, главный залог стабилизации популяции и дальнейшего процветания вида.

Посмотрите на самую харизматичную хищницу «Земли леопарда» – уссурийскую харзу