Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери
Что видит гигантский морской дьявол: видео
Нора Раппапорт
21 ноября 2017
/upload/iblock/ba6/ba6382db473f18fdeaaf6fddaf74973f.jpg
Фото: Kyler Abernathy, Greg Marshall / Crittercam / National Geographic
А вы бы хотели нырнуть в океан и оказаться по соседству с гигантским морским животным, которое может вырасти до семи метров в ширину и весить почти две тонны?
Для морского биолога Джошуа Стюарта из Калифорнийского университета (Сан-Диего) погружения с мантами – обычное дело: он изучает повадки гигантских скатов.

«Они парят над рифами, словно грозные бомбардировщики, но я никогда не видел более любопытных и осторожных животных», – говорит Джошуа. Вместе с другими участника морской программы Калифорнийского залива он отправился на отдаленные острова Ревилья-Хихедо, чтобы понаблюдать за гигантскими скатами с помощью криттеркамов и поисковых маячков.

Crittercam – это особые кинокамеры, разработанные BBC, которые с помощью присосок до 6 часов держатся на теле ската, позволяя Джошуа наблюдать за скрытой от глаз жизнью величественного животного. Зная, где обитают скаты, и что они делают, ученые могут защитить их от вылова. Иногда скаты попадают в сети случайно, иногда их ловят умышленно: браконьеры продают их в Азию, где высок спрос на псевдолекарства, изготовленные из жаберных пластинок. Однако живые скаты могут принести куда больший барыш: дайвинг и сноркелинг намного прибыльнее промысловой ловли.
/upload/iblock/a76/a76970a530e131eecca300d78cb63e37.jpg
Джошуа Стюарт

Удивительные данные получены с поисковых маячков. Большинство крупных морских животных обычно мигрируют, а вот гигантский скат редко покидает свой ареал. Джошуа считает, что скаты предпочитают оставаться в том месте, где больше зоопланктона, которым они питаются. «Мы думаем, что в поисках пищи скаты мигрируют вертикально в толще воды», – говорит Джошуа. Подобное поведение – на руку биологам и зоозащитникам: охранять животных эффективнее в одном месте.