Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Звери

Двухголовый олененок: феномен из США

14 мая 2018
/upload/iblock/de6/de6e185b6576c4359979f8079bb5bd6b.jpg
Фото: University of Georgia
Детеныш погиб, не сделав ни одного вдоха, но стал объектом пристального изучения.
«Поразительная и чрезвычайно редкая» (по словам ученых) находка была сделана в мае 2016 года: в лесу на юго-востоке Миннесоты грибник набрел на труп двухголового олененка.

Похоже, это случилось немногим позже гибели животного: его останками не успели поживиться хищники.

Олененка (точнее – оленят, ведь речь идет о двух особях, сросшихся в утробе) доставили в Департамент природных ресурсов Миннесоты. Там находка пребывала в заморозке, пока ученые не занялись ее изучением. Недавно результаты исследования были опубликованы в The American Midland Naturalist.

Специалисты провели вскрытие, компьютерную и магнитно-резонансную томографии в ветеринарной лаборатории Университета Миннесоты.

skeleton-deer.jpg

У оленят (которые оказались самками) было два желудочно-кишечного тракта (полностью фунциональным был лишь один), два сердца и селезенки, но только одна недоразвитая печень и один позвоночник, который разделялся надвое в грудном отделе.

Деформированные легкие утонули, как только ученые поместили их в воду: это говорит о том, что животное скончалось, не сделав ни единого вдоха.

Все эти особенности строения не оставляли олененку шансов выжить. Любопытно, что его нашли в естественной позе, с вылизанной и приглаженной шерстью – по всей видимости, самка, руководствуясь инстинктом, пыталась позаботиться о детеныше.

Обычно в помете белохвостого оленя один-два, редко – три олененка. Находка 2016 года – первый описанный случай, когда сросшиеся в утробе оленята вполне развились и появились на свет в срок. Два других известных науке зародыша не были рождены: их нашли в утробах.

Вообще такие аномалии редко встречаются в мире фауны: в научной литературе между 1671 и 2006 годами ученые нашли сведения лишь о 19 подобных случаях, и лишь 5 были детенышами оленей. Однако даже появившись на свет, такие особи нежизнеспособны – и абсолютно беззащитны перед хищниками.

Точная причина, из-за которой формируются сиамские близнецы, неизвестна: по одной из гипотез, оплодотворенная яйцеклетка делится на поздней стадии развития плода.

Две головы, два сердца: в США найдена уникальная змея