Журнал №192, сентябрь 2019

Как зимуют звери?

Николай Кулапов
13 декабря 2016
/upload/iblock/83f/83f7bb0d48df6984a77d3f3ef7fbe352.jpg
Овцебык в заповеднике «Таймырский».
Фото: Карина Каренина
/upload/iblock/1b6/1b6dbb78861b4aa05f7baad9e93adaba.JPG
Евражка на фоне Корякского вулкана, Камчатка.
Фото: Вахрушева Снежана Викторовна
/upload/iblock/6c0/6c041d7d19f625a07cbb5c2f7ea60785.jpg
Песец поймал молодую чайку на побережье Чукотского моря.
Фото: Tundrovik
Зимние месяцы нередко становятся для животных испытанием на прочность. Рассказываем, как братья наши меньшие выживают при температурах, от которых кровь стынет в жилах. Буквально.
В Гренландии, Аляске, а также на севере России и Канады – местах обитания овцебыка – температура воздуха зимой может опускается до -45 °C. Чтобы пережить холодный сезон, в конце осени копытные утепляются густым и плотным подшерстком, который называется ки́виет (qiviut), а весной сбрасывают его. Вот так сотрудники аляскинского Университета вычесывают питомцев. «Смена гардероба» помогает животным приспособиться не только к холодам, но и к изменившемуся пейзажу. Зимний «камуфляж» используют, например, зайцы, песцы, ласки и горностаи. Начало линьки и скорость ее протекания зависит от температуры воздуха. Однако маскировка перестает работать, если снег выпадает поздно или, наоборот, рано тает. К сожалению, из-за парникового эффекта такое случается все чаще.
/upload/iblock/6a0/6a08098852e451c6e763c128b0829ee5.jpg
Николай Гернет
Аналогичную функцию выполняет и шкура белого медведя. За теплоизоляцию отвечает подкожный слой жира, поскольку шерсть, намокнув в воде, перестает защищать от пронизывающего арктического ветра. Ноги водоплавающих птиц – уток, гусей, чаек – лишены перьевого покрова, зато они пронизаны сетью кровеносных сосудов, которая спасает их от переохлаждения.
/upload/iblock/b4b/b4b26f0b988830fa9c485d91a4fb1128.jpg
Дарья Черкасская
Артерии, по которым кровь поступает к ногам птицы, разделяются на сеть мелких сосудов и переплетаются с венами, которые доставляют остывшую кровь обратно к сердцу. Горячая артериальная кровь подогревает венозную, чтобы та, попадая в тело, не охлаждала его. Некоторые животные не стремятся поддерживать постоянную температуру тела: с наступлением холодов они впадают в анабиоз. Так поступает североамериканская древесная лягушка Rana sylvatica. В течение 2−3 месяцев температура ее тела остается на уровне -6°С. За это время вода в тканях амфибии превращается в лед, однако он не разрушает клетки: роль «антифриза» выполняют углеводы – гликоген и глюкоза.
/upload/iblock/8d0/8d08074ae0f9dbd78b6f98ccba4017b5.jpg
Joshua Mayer / Flickr.com Rana sylvatica, древесная лягушка.
Аналогичный механизм позволяет жукам Cucujus clavipes из семейства Плоскотелок переносить экстремально низкие температуры (до -150°С). Рекордсменами среди млекопитающих оказались евражки – американские суслики, способные оставаться в спячке, даже если температура их тела опускается до -4,3 °С. Эксперименты показали, что если их тела охлаждаются сильнее, зверьки просыпаются и их температура быстро повышается до «нормальной» отметки в 36,4 градуса. Смена полярного дня и ночи сулит не только перепад температур, но и перемену освещения. Северные олени приспособились к разным световым режимам.
/upload/iblock/f47/f47d485b55832d60f5b022045587789c.jpg
Ксения Гребнева Глаз северного оленя.
В зимние месяцы их глаза приобретают особую фоточувствительность: зрачок расширяется, а светоотражающая поверхность внутри глазного яблока – tapetum lucidum – перенаправляет на сетчатку бóльшую часть света, попавшего в глаз. Такая дополнительная стимуляция фоторецепторов необходима животным, чтобы хорошо видеть в северных сумерках.