Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Кто научил собак «щенячьему взгляду»?

National Geographic Россия
23 августа 2019
Щенячьи глаза
Фото: Mitchel/flickr.com
Похоже, так четвероногим легче понравиться людям.

Жизнь бок о бок с человеком изменили мимиму собак, сделав выражения морд легко читаемыми для людей. Встречаясь со взглядом человека, собаки часто поднимают брови: жалостливо-вопросительный взгляд снизу вверх мы называем «щенячьими глазами».

«Нет никаких доказательств того, что собаки двигают бровь преднамеренно, но подобное движение играет важную роль в общении между людьми», – пояснила автор исследования об анатомии собак Джулиана Камински из портсмутского Университета в Великобритании.

Вероятно, что 15 тысяч лет совместного проживания сделали наших питомцев тонкими интерпретаторами человеческих эмоций – возможно, даже большими, чем животные других видов. В своих прошлых исследованиях Каминиски обнаружила, что собаки способны понимать жесты, превосходя даже – шимпанзе.

В одном эксперименте (итоги опубликованы в 2013 году) Камински изучала приюты для собак, чтобы увидеть, влияло ли что-то в их поведении на то, как быстро они находили себе хозяев. Из всех факторов, рассмотренных Камински, только один выделялся как существенный: движение бровей собаки вверх и внутрь.

Но оставался вопрос: было ли это движение бровей уникальным для собак или его можно было найти у их предка – серого волка.

В новом исследовании ученые проанализировали лицевые мышцы шести собак, включая дворнягу, лабрадора, бладхаунда, сибирского хаски, чихуахуа и немецкую овчарку, а также четырёх диких серых волков. Все животные умерли естественной смертью, а их тела были пожертвованы науке.

Команда обнаружила большой и заметный мускул levator anguli oculi medialis у всех шести собак, но у волков он почти полностью отсутствовал.

Исследователи предполагают, что люди во все времена подсознательно отдавали предпочтение именно собакам с более выразительным взглядом, что и позволило признаку закрепиться.

Камински в дальнейшем надеется изучить более широкий спектр пород собак, включая древние породы, чтобы точно понять, как эволюционировали мышцы их бровей.