Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Любовный треугольник у каракатиц: видео

Николай Кулапов
11 мая 2017
/upload/iblock/387/3879b4d6940ecff5dddbf5f1f0af037e.jpg
Фото: Martin Cathrae
/upload/iblock/c74/c74741b081e46dee1e010066683cb2dd.jpg
Яйцо каракатицы
Фото: ШАГ
В Эгейском море у берегов Турции развернулась нешуточная драма: два самца сцепились за самку. Пара биологов – Джастин Аллен и Дерья Аккайнак – сняла их встречу на видео.
Драматизм – отнюдь не единственное, что придает ценность записи, сделанной в 2011 году. Дело в том, что Джастин и Дерья стали первыми свидетелями схватки между самцами на воле. До того дня ученые наблюдали лишь сражения между каракатицами, живущими в аквариумах.

Во время погружения биологи заметили самца каракатицы, который расположился возле пучка водорослей. Заприметив самку в нескольких метрах от себя, он поспешил к ней. Спаривание длилось около четырех минут, после чего самка неторопливо поплыла дальше в сопровождении своего кавалера. Для каракатиц такой «эскорт» вполне обычен: так самец может убедиться, что именно его сперма оплодотворит яйца, которые отложит самка.

Неожиданно к двум каракатицам присоединилась третья. Еще один самец, подплыв к паре, с помощью особых жестов недвусмысленно посоветовал ухажеру удалиться. Агрессор протянул к первому самцу одно из десяти щупалец и расширил зрачок, обращенный в сторону соперника. Первый кавалер поспешил ответить тем же. Оба самца изменили окраску: сначала потемнели их головы, а затем на их телах появились темные полоски, как у зебр.
/upload/iblock/c06/c0626756d87644dd9f8a38cc1d063662.jpg
Derya Akkaynak and Justine Allen / Brown Digital Repository Поединок самцов начался с игры в «гляделки». Обратите внимание на расширенный зрачок моллюска.

Как заметила Аллен, «сражения каракатиц во многом выражаются в визуальных сигналах. Большинство их поединков – это красивейшие переливы цветов, в которые окрашиваются их тела».

Внезапно первый самец отступил, выпустив в сторону обидчика облако чернил. Тот принялся оказывать знаки внимания самке, но она не проявила к новому ухажеру никакого интереса. Первый же самец искупил минутную робость отважной атакой: он обхватил противника щупальцами и сделал несколько кувырков вместе с ним, одновременно кусая его. Когда дело дошло до «рукопашной», самка поспешила скрыться. Ретировался и обидчик, преследуемый первым самцом. Поле битвы осталось за ним: впоследствии биологи вновь встретили его в компании той самой самки.

Как сказано в исследовании, опубликованном в «American Naturalist», все три моллюска принадлежали к виду Лекарственная каракатица (Sepia officinalis). Они обитают в водах Атлантического океана и Средиземного моря и вырастают до 20–30 см (причем пара ловчих щупалец достигает такой же длины).