Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Звери

Дочь Амазонки: почему лягушка светится?

Николай Кулапов
14 марта 2017
/upload/iblock/7db/7db2af22b93ea869bcb4cc881cc923bf.jpg
/upload/iblock/b65/b652d615d55d08582eb10baf84632170.jpg
Фото: Julián Faivovich
Древесная лягушка из Южной Америки – единственное известное земноводное, способное к флуоресценции.

Трехсантиметровая Hypsiboas punctatus водится в бассейне Амазонки. При свете дня ее окрас кажется вполне обыкновенным: желтоватый с мелкими пятнами.

Команда герпетологов, возглавляемая Карлосом Табоада, изучала биливердин – один из пигментов, содержащийся в тканях лягушки. Поместив животное под ультрафиолетовую лампу, ученые не поверили своим глазам: от кожи земноводного исходил яркий желто-зеленый свет.

Нажмите на фото, чтобы увидеть следующий слайд.

/upload/iblock/271/271551819f30ed037a8ca6ebd8bfbcf1.jpg
А так – в лучах ультрафиолета.
/upload/iblock/8fd/8fd89729cca1aa9c0852ff3d6db6c362.jpg
Так Hypsiboas punctatus выглядит в дневном свете...
Фото: Julián Faivovich

Способностью к флуоресценции (излучению попавшего на нее света) лягушка обязана ранее неизвестному органическому соединению – хилоину, которое содержится в ее коже, лимфатической ткани и выделениях желез.

Такое необычное свойство было замечено лишь у Hypsiboas punctatus – единственной из 7000 известных науке амфибий (так называются животные, которые живут на суше, но размножаются и развиваются в воде).

Как заметил химик Норберто Пепорине Лопес, до сих пор подобных веществ вообще не находили у животных; его ближайшие аналоги встречаются в царстве растений.

Чтобы выяснить, зачем лягушкам нужна эта удивительная способность, ученым предстоит подробно изучить свойства и строение их глаз. Помогает ли она им видеть друг друга в потемках или маскироваться от охотников – пока сказать сложно.

Почему она светится?
На самом деле это уникальное земноводное не излучает свет. Химические соединения в его тканях поглощают короткие световые волны (которые нам видятся синими), преобразуют их и испускают свет с бóльшей длиной волны, в данном случае – зеленый.

Такой же способностью обладают, например, морские кораллы, редкая морская черепаха бисса и более 180 видов рыб. Среди наземных организмов ее наблюдали у бабочек, скорпионов и волнистых попугаев.

А вот мерцающие брюшки светлячков или приманка рыбы-удильщика – примеры биолюминесценции: эти живые организмы не отражают свет, а производят его сами с помощью химических реакций.

/upload/iblock/a31/a31b43dcd25ab17ebab4ae3b76017fce.jpg
Светлячок на фото Марины Мурашовой.

А почему лягушка зеленая только в ультрафиолете?
Обычно мы не замечаем флуоресценцию; свечение организмов слишком слабо, чтобы соперничать с ярким дневным светом. Наши глаза способны различить ее только в полумраке – например, на вечеринке в ночном клубе. Сияние специальной одежды или макияжа вызвано излучением ультрафиолетовых ламп, установленных над танцполом.

/upload/iblock/53a/53a96768f2dfeacf7edd3afbea8ba191.jpg
Beo Beyond Боди-арт, выполненный специальными красками.

Световое загрязнение: гибель ночи