«Дикая природа России»
Звери

Олень-путешественник поставил ученых в тупик

09 июня 2021
948px-White-tailed_deer.jpg
Фото: Agricultural Research Service/Wikipedia
ro8.jpg
Фото: Remington J. Moll/Ecology and Evolution
За три недели животное прошло 300 километров без видимой причины.

Белохвостые, или виргинские олени (Odocoileus virginianus) входят в число самых распространенных диких животных в США. Биологи часто изучают их: это важное звено экологической цепочки может символизировать здоровье всей экосистемы. Недавно ученые из Университета Нью-Гэмпшира обнаружили самую длинную дистанцию, которую прошел взрослый самец белохвостого оленя: 300 километров.

route.jpg
Remington J. Moll/Ecology and Evolution

В рамках своего исследования биологи оснастили шесть сотен оленей, живущих в Миссури, GPS-ошейниками. Особь, поставившая рекорд по передвижению, потратила на это 22 дня, перемещаясь в среднем на 13,6 километра в день. Животному, которое внесено в регистр под номером N17003, пришлось неоднократно пересекать крупную реку, железную дорогу и автомагистрали с различным скоростным режимом.

«Это необычное движение отличалось от других, отслеживаемых нами. Сначала мы подумали, что это ошибка – будто бы кто-то взял ошейник GPS и проехал через весь штат Миссури»,– ведущий автор исследования Ремингтон Молл.

Результаты удивительны не только своим километражем (биологи сравнивают это с расстоянием между Нью-Йорком и Балтимором; по России пример может быть «Москва — Иваново»), но еще и потому, что взрослым самцам такая активность не свойственна. В то время как молодые олени ищут новые территории с целью продолжения рода, более опытные товарищи не покидают уже освоенные места.

«Почему этот олень перешел автотрассы, реку, и железную дорогу? Мы можем только догадываться. Исследование ставит больше вопросов, чем дает ответов: почему оно должно продолжаться, даже если олень проходит мимо подходящей среды обитания?»

Выдающееся путешествие N17003 произошло в ноябре 2017 года, во время охотничьего сезона. Днем олень чаще прятался в лесу, а ночью двигался быстрее, чем в светлое время суток. По мнению Молла, животное знало о потенциальной опасности и подстраивало свое поведение таким образом, чтобы избежать угрозы.

Около восьми миллионов американцев имеют лицензию, разрешающую охотиться на оленей, и это приносит экономике США более 20 миллиардов долларов. Понимание расстояния, на которое перемещаются эти животные, и целей этого передвижения, позволит лучше выделять охотничьи квоты. Кроме того, это может объяснять случаи хронического истощения оленей или заболеваний, которые распространяются между зверями при контакте.

И поскольку объяснения такому путешествию так и не найдено — биологи продолжат свои наблюдения.

Посмотрите, как белохвостые олени сражаются друг с другом.

Лев

Какие привычки достались кошкам от диких предков?