Журнал №193, октябрь 2019

Пагубная страсть сумчатых мышей

Патриция Эдмондс
26 июля 2019
ANI051-00187_hr.jpg
Фотография этого бурого самца сумчатой мыши была сделана в австралийском заповеднике Хилсвилл
Фото: Джоул Сартури, проект «Фотоковчег»
В сказке братьев Гримм крыс к смерти привела любовь к музыке. А что грозит смертью этому зверьку? Ответ: тоже любовь, вернее, либидо.

Жизнь сумчатых мышей (Antechinus) коротка, и основная ее цель – размножение. Через шесть месяцев после рождения эти маленькие хищные сумчатые достигают зрелости. В течение следующих пяти месяцев они будут набирать вес, который потом потеряют вследствие активного спаривания, рассказывает териолог Эндрю Бейкер из Квинслендского технологического университета в Австралии. Затем у животных начинается период спаривания, который длится от одной до трех недель. Самцы дерутся за самок, стараясь оплодотворить как можно больше партнерш, а сам процесс спаривания может длиться до 14 часов. Неудивительно, что это приводит к стрессу у представителей обоих полов, говорит Бейкер.

У сумчатых мышей, так же как и у людей, в стрессовом состоянии вырабатывается гормон кортизол – в малых дозах он полезен, но в больших превращается в яд. Из-за постоянной борьбы за самок у самцов достаточно высокий уровень тестостерона, который способствует постоянной выработке кортизола, объясняет Бейкер. И, когда кортизол достигает критического уровня, органы животного перестают функционировать, и самцы сумчатой мыши умирают, едва дожив до года. Таким образом, популяция сокращается вдвое и увеличивается лишь тогда, когда самки произведут на свет потомство – от четырех до четырнадцати двухсантиметровых детенышей, которые спустя полгода станут взрослыми особями.

Только у 22 видов млекопитающих размножение ведет к смерти. 15 из них – сумчатые мыши.

Cумчатая мышь

Ареал: Леса и травянистые луга Австралии.

Статус: Один из пяти видов сумчатой мыши находится под угрозой. Недавно обнаруженных учеными Antechinus arktos осталось, возможно, всего 500 особей.

Любопытный факт: в зависимости от вида сумчатая мышь может весить от 14 до 482 граммов.