Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Река на костях: куда попадают антилопы после смерти

Николай Кулапов
21 июня 2017
/upload/iblock/6c3/6c33b35aa96f68d087776dfc243796af.jpg
Фото: Юлия Сундукова
/upload/iblock/af5/af56a419ac6a25ca6b23ed4e060cb4c2.jpg
Фото: Юлия Сундукова
Гибель тысяч антилоп год за годом дарит жизнь речным обитателям.
Ежегодная миграция антилоп гну – самая масштабная среди всех миграций, которые можно увидеть на суше. В конце весны сотни тысяч животных покидают равнины в Танзании и устремляются на северо-восток в поисках новых пастбищ. Бок о бок с родителями шагают уже окрепшие телята, а невдалеке движутся стада газелей и зебр. Спустя полгода животные добираются до соседней Кении, чтобы уже в середине осени отправиться обратно на юг.
/upload/iblock/1e3/1e3787a83a7421791292e8cbe2b209fc.jpg
T. R. Shankar Raman, wikipedia.org Стадо в африканской саванне, вид сверху.
Каждый год животные описывают огромный круг по африканской саванне, двигаясь по часовой стрелке. На 800-километровом марафоне их ждет множество препятствий, главные из которых – реки Мара и Грумети.

До недавних пор не было известно, ни сколько антилоп тонет на переправах, ни как их гибель влияет на местную экосистему. Последние расчеты биологов впечатляют: из 1,2 миллиона антилоп, каждый год штурмующих русло Мары, погибают примерно 6200. Часть из них тонет, другие, оступившись, оказываются в пасти крокодила или под копытами своих же соплеменников.
Суммарный вес животных, регулярно погибающих в одной только Маре, составляет 1100 тонн (что эквивалентно 10 тушам синих китов). Это колоссальный запас питательных веществ, который обеспечивает жизнь речным обитателям на много лет вперед.

Биолог Аманда Субаласки и ее коллеги стали первыми, кто описал роль антилоп гну в местной пищевой цепи. Согласно их недавней публикации на PNAS, мясо и мягкие ткани съедают хищники, причем «кровожадным» крокодилам достается от силы 2% от всей биомассы, а грифам и аистам – 9%. Главными потребителями оказываются рыбы: их рацион почти наполовину состоит из мяса гну.

Оседая на дно, остовы антилоп продолжают поддерживать жизнь в реке: водоросли, грибки и бактерии питаются ими в течение семи последующих лет. Такое детальное описание пищевой цепи ученые получили с помощью анализа стабильных изотопов: этот метод позволяет проследить, как зародившиеся на суше соединения азота и углерода распространяются в речной экосистеме. Наблюдая за крылатыми падальщиками, ученые использовали видеокамеры. За недавней публикацией стоит пять лет полевых исследований, а также кропотливый анализ отчетов, сделанных африканскими экологами за последнее десятилетие.